Понятие, виды кризисов и признаки кризисных явлений на предприятии
Материалы по менеджменту / Управление в кризисных ситуациях / Понятие, виды кризисов и признаки кризисных явлений на предприятии
Страница 1

Кризис в системе менеджмента предприятия характеризуется внезапностью и неожиданностью событий, высоким уровнем угрозы жизненным интересам предприятия, недостаточностью времени для осуществления соответствующих мероприятий.

Кризис может возникать исходя из особенностей следующих источников кризиса:

1. Политические факторы - изменение курса внутренней политики государства может привести к противоречию между интересами государства, предприятия и его собственников и вызвать кризисные явления.

2. Природные факторы - степень влияния природных факторов на возникновение критической ситуации разная в предприятиях разных областей. Чаще всего кризис из-за природных факторов возникает в таких областях: сельское хозяйство, транспорт, туризм.

3. Экологические факторы.

4. Производственно-технические факторы кризиса - аварии в системе производства, отопления, энергоснабжения, из-за несоблюдения правил пожарной безопасности.

5. Социально-психологические источники - источниками кризиса могут быть случайные ошибки и просчеты работников, намеренное изменение действительных фактов, наличие конфликтной ситуации в коллективе, недостаточная квалификация работников, нарушение ими своих полномочий и прочее.

Выделяют следующие причины возникновения кризисов:

1. Недостаточный уровень знаний о возможностях предвидения кризиса.

2. Недостаточный уровень знаний о взаимодействии между подразделениями в системе управления.

. Случайные отклонения, ошибки, просчеты.

Виды кризисов:

1. Стратегический кризис (кризис упадка) - радикальное нарушение нормальной производственной и сбытовой деятельности на основе существующего технологического потенциала.

2. Кризис роста - это кризис как срыв в достижении отдельных конкретных целей функционирования предприятия.

3. Кризис ликвидации или банкротства - полная потеря способности к выживанию.

Существуют два вида реакций предприятия на кризисное состояние:

1) защитная тактика - предусматривает резкое сокращение всех видов затрат, закрытие или распродажу отдельных подразделений, распродажу товаров и резкое уменьшение товарных остатков, продажу части оборудования и прочие мероприятия, направленные на ограничение затрат и временное свертывание деятельности.

2) наступательная тактика - предусматривает активные действия, а именно: внедрение новых технологий, поиск новых рынков сбыта, усовершенствование ценовой политики, модернизацию оборудования и прочее. Наступательная тактика требует активных действий со стороны руководства предприятия относительно преодоления последствий кризиса. Разработка и реализация наступательной тактики требует вкладывания дополнительных средств. Поэтому иногда предприятие само не в состоянии применить такую тактику и требует дополнительного инвестирования.

Для того, чтобы оценить глубину кризисного явления, необходимо тщательно проанализировать финансовое состояние предприятия.

Признаками кризисного состояния могут быть:

· резкое падение объемов продаж;

· уменьшение денежных средств на счетах предприятия;

· повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, то есть рост долгов покупателей и увеличение сроков задолженности;

· увеличение кредиторской задолженности, задолженности по зарплате, финансовым органам и акционерам;

· резкое увеличение запасов (затоваривание);

· резкое уменьшение запасов (сбой, неритмичность производства, вследствие невыполнения обязательств по взаимным поставкам);

Страницы: 1 2

Смотрите также

Совершенствование труда муниципальных служащих
1. Теоретические аспекты организации труда муниципальных служащих ...

Управление в кризисных ситуациях
...

Стратегическое планирование деятельности современной организации
Введение «Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.-В. Гете Человек разумный всегда старался сделать меньше, а получить больше и лучше. ...