Механизм управления кризисной ситуацией
Материалы по менеджменту / Управление в кризисных ситуациях / Механизм управления кризисной ситуацией

Механизм управления кризисной ситуацией создается в рамках антикризисного управления.

Антикризисное управление - это управление, нацеленное на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности предприятия, обеспечение его стабильного хозяйствования.

Целью антикризисного управления является разработка и реализация мероприятий, направленных на нейтрализацию наиболее опасных факторов, которые могут привести к кризисной ситуации. Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, которое бы полностью исключало банкротство.

Особенности антикризисного управления:

· прочное положение предприятия на рынке при любых экономических, социальных, политических изменениях в стране;

· в его рамках применяются те инструменты управления, которые наиболее эффективны в устранении временной финансовой трудности;

· главное - быстрая реакция на изменения во внешней среде, применение разнообразных альтернативных вариантов;

· использование инноваций;

· введение в действие управленческих и финансовых механизмов, которые разрешили бы преодолеть кризис с минимальными потерями.

В соответствии с двумя типами реакции предприятия на кризис, мероприятия антикризисного управления также делятся на 2 группы:

1) стратегические;

2) тактические.

Стратегические мероприятия должны быть принятые и реализованы на ранних стадиях управления, когда кризис еще не имеет безвозвратного характера. Тактические мероприятия разрабатываются и реализуются уже в границах кризисной ситуации.

В кризисной ситуации можно выделить следующие стадии:

1. Стадия шока - когда происходит событие, которое вызывает кризис и нарушается нормальная деятельность предприятия.

2. Стадия отката назад - из-за нарушения нормальной деятельности ухудшаются все результаты деятельности предприятия.

3. Стадия постепенного выхода из кризисного положения.

Задача менеджера состоит в том, чтобы уменьшить во времени протекание первых двух стадий и быстрее перейти к третьей. Учитывая это, в системе менеджмента должен быть создан механизм распознавания кризисной ситуации и механизм преодоления кризисной ситуации.

В разработке антикризисного механизма можно выделить три основных подхода:

1. Реактивное управление, то есть реакция на кризис, который уже произошел.

2. Активное управление, то есть быстрая реакция на кризис и способность сократить потери для предприятия.

3. Плановое управление, которое предусматривает разработку прогнозов развития предприятия, направленных на проявление возможных отклонений от стратегических целей предприятия.

Кризисная ситуация требует применения чрезвычайных и нестандартных мероприятий, которые можно разделить на две категории:

1) мероприятия по приведению деятельности предприятия в соответствие с изменениями макросреды, факторов непосредственного окружения и внутренней среды. Это проникновение в новые сферы бизнеса, отказ от существующей специализации, внедрение систем стратегического планирования, то есть стратегические мероприятия;

2) мероприятия, которые не приводят к изменению обычных отношений. Это проведение кампании по стимулированию сбыта, снижения цен, приведения товарных запасов к нормативам, остановка программ повышения квалификации кадров, сокращение затрат на НИОКР, то есть чрезвычайные оперативные мероприятия.

Г.Друкер предлагает свой вариант антикризисного управления. Основа - это управление, нацеленное на результаты. Он выделяет три экономических задачи антикризисного управления:

существующей бизнес должен быть эффективным;

его потенциал должен быть определен и реализован;

его следует превратить в другой бизнес, который соответствует задачам будущего, которые изменяются.

Смотрите также

Типология конфликтных личностей
...

Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика
Введение   Возникновение понятия “Стиль руководства" и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разно ...

Формирование рыночной стратегии предприятия ОАО ТВЭКС
ЗАДАНИЕ на курсовой проект студента Лидии Владимировны Хромовой 1. Тема курсового проекта Формирование рыночной стратегии предприятия ОАО «ТВЭКС» 2. Срок сдачи студентом курсо ...