Мотивация и стимулирование: основные термины, понятия и сущность
Материалы по менеджменту / Теория управлениия / Мотивация и стимулирование: основные термины, понятия и сущность
Страница 1

Повседневная жизнь организации является огромным комплексом регулярно проводимых, объёмных и сложных мероприятий направленных на достижение конкретных результатов. При этом львиная доля мероприятий направлена на реализацию одной из главных задач управления - это управление персоналом организации.

В менеджменте широко известны, глубоко изучены и регулярно применяются основные функции управления, такие как:

. Планирование

. Организация

. Мотивация

. Контроль

При управлении организацией или определённым участком (направлением) работы в организации, менеджеру (управленцу), в ходе работы с подчинённым персоналом, в целях достижения запланированного результата или же его улучшения, приходится постоянно создавать условия и ситуации, основная цель которых - это создание среды в которой формируются мотивы подчиненных, приводящие к улучшению результатов их трудовой деятельности.

Одной из первопричин формирования у работника мотивов, являются его потребности.

Потребность - очень обширное понятие, по своей сути занимающее важное место и имеющее огромное значение в повседневной жизни и развитии человека - как индивидуума, так и группы (общества) людей. Понятие «потребности» имеет много трактовок и определений, так как по своей сути вся жизнь и деятельность человека неразрывно связана с его потребностями, а вернее, с их удовлетворением.

Всю историю человечества, человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает ощущение дискомфорта. Последнее влияет на чувства, поведение и мышление людей.

Таким образом, мы видим, что потребности человека являются движущей силой и отправной точкой процесса мотивации и определяют, какие усилия приложит человек для того, чтобы обладать благом, удовлетворяющим его потребность.

Существует четыре основных типов потребностей: а) первичные (обеспечивают выживаемость человека) и вторичные (способствуют развитию личности); б) позитивные и негативные; в) явные и неявные; г) осознанные и неосознанные.

Вся совокупность потребностей невозможна в одном и том же месте, в одно и то же время, в одном и том же работнике.

Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую лишь в определенной ситуации.

По происхождению потребности могут быть врожденными и приобретенными в результате воспитания.

По характеру бывают естественными (в пище, воде и т. п.) и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания - материальными и нематериальными.

Выделяют три уровня удовлетворения потребностей: а) минимальный - обеспечивает выживание; б) нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в рациональном потребительском бюджете); в) уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.

Сама деятельность человека (работника), является следствием взаимодействия имеющихся у человека потребностей, его интересов и наличия реальной возможности удовлетворить имеющиеся потребности (т.е. наличие доступных механизмов их удовлетворения, с наименьшими потерями и затратами для себя). Другими словами для деятельности, работнику не достаточно иметь потребность, в дополнение к потребности необходима причина, которая поспособствует ему совершить действия в целях удовлетворения возникшей потребности. Такой побудительной причиной является мотив.

Мотив труда - это побудительная причина трудовой деятельности индивида, вызванная его интересами и потребностями, удовлетворение которых возможно посредством получения благ, являющихся жизненной необходимостью, с наименьшими моральными и материальными издержками.

Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Стратегия продвижения товаров на инструментальном уровне
1. Теоретические основы разработки стратегии продвижения товаров ...

Совершенствование системы управления предприятием на примере ОАО "НИИП"
Реферат ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРЕДПРИЯТИЕ, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ПРОИЗВОДСТВО, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ПЛАНИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИ ...

Функции и роль служб предприятия на примере ООО Юмабел
ВВЕДЕНИЕ Одним из этапов подготовки специалиста в области коммерческой деятельности является прохождение технологической практики. Целью технологической практики является закрепление ...