Исследование и обобщение российского и зарубежного опыта выбора и оценки
стратегических направлений развития территорииМатериалы по менеджменту / Теоретические и организационно-методические аспекты выбора и оценки стратегических направлений развития территории / Исследование и обобщение российского и зарубежного опыта выбора и оценки
стратегических направлений развития территорииСтраница 1
Выбор направлений развития территории относится к стратегическому управлению и планированию, которое в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального планирования не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость территориального планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития территории обойтись невозможно.
Многие регионы и города в России начинают возвращаться к практике разработки концепций комплексного социально-экономического развития, используя элементы стратегического подхода, особенно в части определения целей и их ранжирования по степени значимости.
Задачей выбора стратегических направлений развития является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования [1].
Конкретные стратегические направления выбирают путь развития, в котором должен развиваться данный объект.
В условиях рыночной экономики основополагающим подходом к поиску стратегических направлений развития должна стать их стратегическая направленность на усиление конкурентоспособности региона, под которой следует понимать способность региона обеспечить своему населению сравнительное превосходство условий жизни и его бюджетную самостоятельность[2].
Одними из важных проблем стратегического планирования в России являются:
1 отсутствие у стратегий статуса обязательных для исполнения документов;
несоответствие документов среднесрочного планирования федерального и регионального уровней;
отсутствие координационных механизмов, необходимых для осуществления контроля реализации стратегий[3].
Необходимым методологическим требованием, предъявляемым к разработке стратегии и поиску направлений развития в России, является их научное обоснование в территориальном аспекте. Оно предполагает адекватное отражение исключительного разнообразия природных, геополитических, социально-экономических и национально-культурных условий страны и обеспечение эффективного развития единого экономического пространства, открытого для международного сотрудничества. Методологическую основу российской стратегии развития образует парадигма: экономика России - не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящий в систему мировых хозяйственных связей. Исходя из данной парадигмы, стратегия регионального развития рассматривается в качестве важнейшего элемента, системообразующей конструкции общей стратегии развития страны.
Концептуально-методологические основы создания и реализации новой региональной стратегии развития должны включать: соблюдение принципов комплексности (нацеленность на все стороны общественного развития), долговременности (расчет на многолетнее действие), сопряженности с глобальной государственной стратегией развития и другими ее составляющими. Не должна допускаться чрезмерная дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, необходимо вовлекать регионы в процесс реализации стратегии развития страны в качестве ее важнейшей предпосылки.
В условиях рыночной экономики основополагающим подходом к разработке региональных программ развития должна стать их стратегическая направленность на усиление конкурентоспособности региона, под которой следует понимать способность региона обеспечить своему населению сравнительное превосходство условий жизни и его бюджетную самостоятельность [9].
Смотрите также
Стратегическое планирование деятельности турфирмы ЗАО "Жюль Верн"
Введение
Стратегический
менеджмент является итеративным, непрерывным процессом позиционирования фирмы в
постоянно меняющемся конкурентном окружении. Управлять стратегически - зн ...
Управление конкурентоспособностью предприятия
Введение
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она
стимули ...
Статистический анализ факторов, влияющих на результаты бизнеса
...