Управление качеством производства товаров (работ, услуг)Материалы по менеджменту / Управление качеством производства товаров (работ, услуг)
Введение
Каждый человек в течение всей своей жизни, так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как нет и людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Качество - это всеобщность свойств и характеристик изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять определённые или подразумеваемые потребности. Сложность понятия качества предполагает его многоаспектность, т.е. понятие качества можно рассматривать с философских, социальных, экономических, технических и иных точек зрения. В конкурентной борьбе качество, наряду с нововведениями является единственным, но самым действенным оружием. Именно борьба за потребителя (а в последние десятилетия и вообще за выход на рынок) заставляет производителей соревноваться в улучшении качественных характеристик своей продукции.
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Успех на рынке зависит от степени удовлетворения требований покупателей. Только при условии соблюдения этих требований фирма будет иметь устойчивый спрос на свою продукцию, и получать прибыль. Для достижения успеха на рынке изготовитель продукции должен изучить рынок и потребности покупателей и на основе этого разработать и освоить производство высококачественных изделий.
Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
В окружающем нас мире вначале XXI в. коренные изменения, связанные с формированием новой парадигмы управления, происходят одновременно во многих направлениях и преобразуют все сферы жизни и деятельности человечества. Двадцать первый век часто называют веком качества. Качество действительно стало интегральным понятием, подразумевающим техническую, экономическую и философскую его составляющие. Это связано с особенностями современных мировых рынков, где главная роль отводится потребителям, которые ведут себя не так, как раньше. В нынешней динамичной и конкурентной среде они хотят получать продукцию (услуги) лучшего качества, по более низкой цене, своевременно и т. д. Удовлетворение их потребностей при выполнении экологических и других требований становится основой стратегии обеспечения, конкурентоспособности всех сфер бизнеса.
Такие изменения требуют разработки новых подходов к решению проблем качества и новой системы знаний в области управления качеством. На начальном этапе развития управления качеством на первое место ставились формальные процессы с преобладанием сертификации над повышением эффективности работы. В современный период во главу угла стратегии развития ставятся не процедуры, а менеджмент качества, культура качества, творческий подход к системному решению проблем. В то же время методология и технология менеджмента качества, где наряду с классическими методами управления используются специфические подходы и методы, разработаны недостаточно. В отрасли книгоиздания как единого целого такая методология практически отсутствует.
Экономисты, менеджеры и другие специалисты отрасли, не имеющие соответствующей методологической подготовки, не могут ориентироваться в непрерывно меняющемся мире проблем качества. Причем им надо не только усвоить необходимые знания, философию качества, но и овладеть способами и искусством их применения. Проблемы менеджмента качества не могут решаться на основе жесткого дисциплинарного подхода. Для их решения требуется междисциплинарный подход.
В современных условиях хозяйствования организаций, условиях рыночных отношений всё большее значение в хозяйственной деятельности приобретают знания в области экономики и управления качеством. Данная область является ключевой в формировании конкурентных преимуществ организации. В этой связи студенты - будущие экономисты должны владеть знаниями в области экономики и управления качеством для принятия эффективных управленческих решений в исследуемой области.
В работе проанализирован опыт ключевых концептуальных подходов к управлению качеством, сложившихся в ХХ и начале ХХI вв. (от концепции научного управления Ф. У. Тейлора и статистических методов контроля качества У. А. Шухарта, Г. Ф. Доджа, Г. Г. Ромига, до современных концепций на базе информационных технологий). Освещены также и известные эволюционные версии международных стандартов ИСО серии 9000 по управлению системами менеджмента качества (1987, 1994, 2000 и 2008 гг.).
Главная цель данной работы - ознакомление достижениями теории и практики управления качеством, демонстрация целесообразности и эффективности использования этих достижений во всех сферах деятельности фирмы, и как итог - получение практических навыков применения наиболее действенных инструментов управления качеством.
Современный менеджер должен знать и уметь применять на практике законы, которым подчиняются социальные организации. Он обязан владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и корректировки организационных систем.
Смотрите также
Управление конкурентоспособностью предприятия
Введение
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она
стимули ...
Эффективность внедрения систем электронного документооборота на предприятии
Перечень обозначений и сокращений
АИС
автоматизированная информационная система
ИБ
информационная база
ЕК АСУТР
...
Управление текучестью кадров
ВВЕДЕНИЕ
Проблема удержания персонала в организации непосредственно связана с
проблемой сохранения и увеличения ее человеческого капитала. Уход ценных людей
снижает человеческие актив ...