Функция планированияМатериалы по менеджменту / Функции управления / Функция планированияСтраница 1
управление мотивация контроль персонал
Одним из инструментов системы менеджмента является планирование, сущность которого проявляется в конкретизации целей развития всей бизнес-организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Высшая цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.
Из этой главной цели вытекает ряд частных целей планирования:
направленность целей - путем планирования цели более низкого порядка и действия как лиц, так и отделов согласуются с целями более высокого порядка;
раннее предупреждение - планирование позволяет путем прогнозирования проблем своевременно принимать решения или превентивные меры;
координация частных планов - при помощи планирования анализируются выявленные проблемы и исследуются те альтернативы, которые могут привести к решению проблем (достижению целей). Таким образом, целенаправленно и систематично подготавливается решение по наиболее подходящей альтернативе. Для всех последующих решений фиксируются одновременно определенные рамки принятия решений;
определение основных методов контроля - путем планирования становится возможным сравнивать желаемые параметры плана, как с прогнозом, так и с фактически полученными величинами и одновременно следить за предпосылками последующего планирования. Таким образом, планирование становится основой результативного контроля;
информация сотрудников - при помощи планирования можно соответствующим образом извещать сотрудников о целях, альтернативах, применении средств, ограничениях и сроках;
мотивация сотрудников - сотрудничество в процессе разработки плана, а также при согласовании плановых заданий позволяет стимулировать работу сотрудников по выполнению плана, т.е. стимулировать достижение производственных и личных целей.
В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов. Формы планирования в зависимости от длительности планового периода делятся на перспективное планирование (прогнозирование); среднесрочное планирование и текущее (оперативное) планирование. Виды планов: 1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности - планы НИОКР; производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план; 2) в зависимости от организационной структуры бизнес-организации - планы производственного отделения; планы дочерней компании.
Если рассмотреть процесс планирования с начала до конца, то в нем можно выделить отдельные фазы. Каждая из фаз характеризуется постановкой особых задач и системно связана с другими фазами последовательностью выполнения и обменом информацией. При детализации этих фаз получим деление, в которое войдут (рис. 2):
разработка целей;
постановка проблем;
поиск альтернатив;
прогнозирование;
оценка и принятие решений;
определение плановых показателей.
Разработка экономической политики бизнес-организации предполагает: формирование стратегических целей и задач; анализ сильных и слабых сторон деятельности бизнес-организации; оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности; анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование бизнес-организации; определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности; выбор стратегии; составление ежегодного бюджета бизнес-организации в целом, ее функциональных и хозяйственных центров.
Смотрите также
Теоретические и организационно-методические аспекты выбора и оценки стратегических направлений развития территории
Введение
Современные
реалии мировой и внутри российской социально-экономической ситуации позволяют
говорить о том, что сегодня преобладают экономическая децентрализация,
расширение п ...
Формирование коммуникативной культуры менеджера туристской фирмы
Введение
Актуальность темы исследования. Представление об
общественной жизни как о коммуникационном и информационном процессах
сформировалось достаточно давно. Современ ...