Эволюция подходов к менеджменту качестваМатериалы по менеджменту / Эволюция подходов к менеджменту качестваСтраница 3
В 50-е годы стало очевидно, что достижение качества - задача каждого работника предприятия, а не только инспектора или инженера по качеству. Однако, чтобы сделать это на практике, необходимы были определенные системы, которые распределяли бы обязанности, ответственности полномочия и взаимодействия всех работников в части управления качеством. Делался упор на предупреждение брака так. чтобы отпала необходимость в проведении частых текущих проверок. При этом ответственность за качество возлагалась не на контролеров, а на изготовителей изделий: станочников, бригадиров, сборщиков. Именно американские ученые и специалисты впервые осуществили ускоренную широкомасштабную автоматизацию и компьютеризацию производственных и управленческих операций, создав адаптивные информационные системы, сложный набор оптимизационные моделей и количественных методов, способных быстро обнаруживать и предлагать варианты ликвидации любого незапланированного отклонения на том или ином этапе производственного цикла. На этом этапе начали развиваться системные, комплексные принципы управления качеством, получившие название тотального управления качеством (Total Quality Control - TQC). Эти принципы объединили и скоординировали работу всех подразделений предприятий, начиная от отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков. Родоначальником TQC считается А. Фейгенбаум, развивший понятие спирали качества, предложенной Дж, Джураном, охватывающей весь жизненный цикл изделия от маркетинга до утилизации. Спираль качества позволяла представить ход создания изделия как некий непрерывный, постоянно улучшающийся процесс.
Кроме распространения области управления качеством на все элементы жизненного цикла, тотальное управление качеством предполагало, что этим вопросом в компании должны заниматься все: сверку донизу м снизу вверх. Однако, как подчеркивал А. Фейгенбаум, если в компании говорят, что качеством должны заниматься все, это в большинстве случаев означает, что им никто не занимается, поэтому для реализации TQC необходимо четко установить и распределить три элемента системного управления:
· ответственность (обязанности),
· полномочия,
· взаимодействия.
Это должно быть отражено в соответствующих документах, описывающих систему управления качеством.
Синонимом аббревиатуры TQC в зарубежной литературе использовалась и аббревиатура CWGC (Company Wide Quality Control), что в переводе означает «управление качеством в масштабе всей компании».
Развитие TGC на Западе привело к некоторому, порой немалому, снижению внимания к статистическим методам может быть, в силу их нешторой сложности. Однако в Японии довольно часто использовали аббревиатуру TSQC (где S - statistical -статистический), т.е. тотальное статистическое управление качеством. Этим японские инженеры и ученые подчеркивали важность и эффективность применения статистических методов в промышленности.
Особо следует отметить кружки качества, получившие большую популярность в мире, особенно в Японии. Движение кружков качества в Японии было очень связано с массовым освоением статистических методов. По-видимому, кружки качества это идеальная форма для тотального применения этих методов.
Тотальное, комплексное управление качеством получило свое развитие и в Советском Союзе в конце 50-х - 60-х годах. В это время было разработано и предложено много инженерных и организационных решений по системам качества, таких, как:
· Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП) - 1955 г.;
· Горьковская КАНАРСПИ {Качество, Надежность, Ресурс С Первого Изделия) -1958 г.,
Смотрите также
Стратегическое планирование деятельности современной организации
Введение
«Конечно,
обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!
И.-В.
Гете
Человек
разумный всегда старался сделать меньше, а получить больше и лучше. ...
Формы мотивации и демотивации персонала в организации
Введение
Управление
персоналом - это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы),
организация их эффективного и рационального использования, а также их
профессиональ ...