Эволюция западных теорий управленияМатериалы по менеджменту / Человеческий фактор в управлении / Эволюция западных теорий управленияСтраница 3
Теперь уже общепризнанно, что человеческий фактор становится более важным, чем капитальный, а функция работы с персоналом из вспомогательной превращается в важную составную часть предпринимательской политики.
Таблица 1.
Стадии развития управления персоналом в развитых странах.
Годы |
Концепция управления персоналом. Модель работника |
Признаки управления персоналом |
Типичный стиль |
Характер оргработ |
Функции служб управления персоналом |
20-е |
Концепция Научного Управления. “Экономический человек”. |
Отсутствие прав наемных работников. Минимизация затрат на рабочую силу. Жесткая регламентация работ, нормирование работ. Соответствие условий труда и функций психофизическим особенностям работника. |
Авторитарный, ориентированный на цели. |
Децентрализация управления персоналом. |
Наем, увольнение, техника безопасности работ, расчет и выдача заработной платы. |
20-е - 50-е |
Концепция “человеческих отношений”. “Психологический человек”. |
“Делай работника довольным, и он будет производить”. Ориентация на малые группы. Снятие напряженности. Устранение конфликтов. Принципы коллективизма. Лояльность, основы участия в принятии решений. |
Формальное и неформальное лидерство. Ориентация на человека. |
Децентрализация. |
То же + социально- психологическая помощь, разрешение конфликтов, медицинская помощь, повышение квалификации. |
550-е - 770-е |
Концепция “оргразвития” “Профессиональный человек”. |
“Делай знания производительными”. Вовлеченность работников в дела фирмы. Мобилизация всей человеческой энергии. Квалификация кадров. Признание работника важнейшим капиталом. Система социальных гарантий. |
Кооперация, гибкая работа в группах, притупление иерархической структуры. |
Усиление централизации. |
То же + развитие персонала, переподготовка, ротация, обогащение работ. Оценка персонала. Резерв взаимодействия с профсоюзом. |
70-е -по настоящее время |
“Социальный человек” |
Ключевой ресурс. Возрастание значения знаний. Повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Расширение узаконенных прав по участию в принятии решений, партнерство. Упор на индивидуальность. Учеба в течение всей жизни. |
То же. |
Усиление децентрализации. Штабные функции. |
Взаимодействие охватывает все стадии воспроизводства персонала. |
Из всего вышесказанного можно проследить одну закономерность - появление новых, альтернативных концепций управления именно в годы экономических кризисов и переломных этапов в развитии мирового хозяйства.
Повторение этих совпадений дает основание считать их не случайными, а закономерными.
Причем эти школы, уточняя объект управления и его характеристики, дают качественный толчок практическому менеджменту персоналом.
Смотрите также
Специфика принятия управленческих решений в сфере торговли и услуг
Введение
Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор
информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает
высокую значимость решений в упр ...
Управление бизнесом в туристской индустрии
Введение
Современное управление туристской фирмы означает больше, чем
разработка хороших услуг, установление на них привлекательной цены и
приближение к ним потребителей целевого рынк ...
Управление персоналом предприятия
Введение
Кадры, на сегодняшний день, наиболее ценная и важная часть
производительных сил предприятия. С развитием научно-технического прогресса
эффективность производства все более за ...