Причины конфликтаМатериалы по менеджменту / Управление конфликтами как функция менеджера по персоналу / Причины конфликтаСтраница 1
Внутренние (внутриличностные) конфликты, как явствует из названия, протекают во "внутреннем пространстве" человеческой личности. К источникам этих конфликтов относятся:
- фрустрация (конфликт между "хочу" и "не могу", между "надо" и "не могу") - психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели;
- диалектика цели (конфликт между "хочу" и "не хочу", между "хочу" и "надо") - речь идёт о конфликте, состоящем в одновременном стремлении достижения цели и её избегании;
- взаимодействие ролей (конфликт между "надо" и "надо") - каждому человеку приходится "играть" несколько ролей; требования же этих ролей далеко не всегда совместимы, это и порождает конфликт;
- неопределённость ролей (конфликт между "могу" и "не могу") - причиной является неопределённость властных полномочий, которыми обладает человек.
Все остальные причины конфликтов - межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, межгрупповые - относятся к внешним причинам.
В межличностных конфликтах может проявляться столкновение людей с различными чертами характера (индивидуальными темпераментными свойствами), с разными взглядами и ценностями. Также это может быть ролевой конфликт - но не следует путать его с конфликтом, возникающим вследствие борьбы внутриличностных ролей у одного человека. Распространённой причиной межличностного конфликта является и борьба за обладание всевозможными ресурсами.
Конфликты между личностью и группой возникают, если личность занимает позицию, отличную от позиции, занимаемой остальными членами группы (в процессе функционирования любой группы вырабатываются т.н. "групповые нормы", стандартные правила поведения, которых придерживаются все её участники; соблюдение/несоблюдение этих групповых норм обеспечивает приятие или неприятие личности группой).
Внутригрупповые и межгрупповые конфликты возникают из-за отсутствия чёткого распределения ролей, функций либо ресурсов внутри группы или между ними.
Кроме вышеперечисленных причин возникновения конфликтов, следует упомянуть также и о т.н. "конфликтных личностях" и "конфликтогенах".
Конфликтная личность - личность, обладающая качествами, ведущими к предрасположенности к конфликтным отношениям с другими людьми. К таким качествам относятся [6, c.12]:
- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей; может быть как завышенной, так и заниженной - и в том, и в другом случае она противоречит адекватной оценке окружающих, что и будет выступать потенциальной причиной конфликта;
- стремление доминировать, во что бы то ни стало, там, где это возможно и невозможно;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание отказываться от устаревших традиций;
- излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях; стремление, во что бы то ни стало, "сказать правду в глаза";
- критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный;
- определённый набор эмоциональных качеств личности (акцентуации характера, проявляющиеся в чрезмерной выраженности, представляющие крайние варианты нормы): тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость.
Выделяют три основные группы конфликтных личностей, каждая из которых имеет свои подтипы:
- конфликтные личности неуправляемого типа - импульсивные, легко возбудимые, со слабым типом нервной системы (слабо контролируют свои эмоции, не могут планировать свою деятельность и последовательно претворять планы в жизнь);
- конфликтные личности демонстративного типа - с неадекватно завышенной самооценкой, требуют постоянного подтверждения своей значимости, в конфликтных ситуациях демонстративно "выходят из себя";
- целенаправленно конфликтные личности - наиболее опасные и трудные в управлении, используют конфликт как привычное средство достижения своих целей, действуют рационально, искусно манипулируя людьми [6, c.17].
Основные характеристики конфликтных личностей и способы общения с ними приведены в Приложении А.
Конфликтогенами ("способствующие конфликту") называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из пяти типов [6, c.13].
. Стремление к превосходству. Проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего отношения к партнёру:
- прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания, обвинения, насмешки, издёвки и т.п.;
- снисходительное отношение, которое демонстрируется как бы с оттенком доброжелательности ("Успокойтесь", "Вы же умный человек, а поступаете…" и т.п.);
- хвастовство о своих успехах и достижениях;
- излишняя уверенность в своей правоте, демонстрируется в виде безапелляционных высказываний типа "я уверен", "я считаю", "однозначно" и т.п.;
Смотрите также
Эффективный менеджмент как основа успеха в деятельности фирмы
Реферат
Курсовая работа на тему «бизнес-план
как основа успеха в деятельности фирмы» представлена в объеме страниц. В работе
рисунков, таблица, формул, приложений, использованных библ ...
Теоретические основы экономического соревнования
Введение
Борьба
за достижение определенного результата в соответствии с поставленной целью
называется - соревнованием. В целях повышения эффективности производства и
каче ...
Стили руководства в организации
Введение
стиль руководство управление
Данная
работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней
рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера, а также и ...