Основные принципы автоматизации документационного обеспечения управления
Материалы по менеджменту / Эффективность внедрения систем электронного документооборота на предприятии / Основные принципы автоматизации документационного обеспечения управления
Страница 1

Времена меняются, и на смену классическому "бумажному" делопроизводству приходит электронный документооборот, который ведется с использованием особого класса информационных систем - систем электронного документооборота.

Огромное увеличение объемов информации и большие изменения спроса информации стали предъявлять новые требования к организации информационно-документационного обслуживания в организации. Стали меняться требования к службам, занимающимся информационно-документационным обеспечением. За рубежом их стали называть службой управления (или менеджмента) информационно-документационными ресурсами, в нашей стране - службой документационного обеспечения управления (ДОУ).

Сегодня состояние информационных технологий в ДОУ можно охарактеризовать:

· наличием большого объема баз данных, содержащих информацию о деятельности организации;

· созданием технологий, обеспечивающих интерактивный доступ пользователя к информационным ресурсам;

· расширением функциональных возможностей информационных систем и технологий, обеспечивающих обработку информации, созданием локальных многофункциональных проблемно-ориентированных информационных систем различного назначения;

· включением в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя, экспертных систем и других технологических средств.

Как правило, документы различаются по типам носителей информации (рис. 2.1). И основные резервы повышения эффективности работы с документами лежат именно в типах носителей.

Рис. 2.1. Типы документов и их взаимодействие.

Электронные носители информации также могут быть подразделены на ряд подтипов (жесткие диски, оптические диски, магнитооптические диски и т. д.). Кроме того, для электронных документов важен формат, в котором они сохранены на электронном носителе информации.

Использование компьютеров для оформления, хранения и передачи документов привело к появлению электронного документа (ЭД). Электронные документы зависят от технологии, формата и стандарта его создания.

Для восприятия ЭД требуются специальные технические средства (экран монитора, принтер), программные средства, чтобы пользователь увидел документ в понятном для него виде. ЭД не привязаны жестко к определенному носителю информации, как это было ранее с бумагой. ЭД обладает рядом преимуществ по сравнению с бумажным документом: простотой внесения изменений, использованием заранее заготовленных форм документов, оперативностью при передаче документа по электронной почте, возможностью архивации и защиты их от несанкционированного доступа.

Структура ЭД состоит из двух частей: общей (содержание документа и информация об адресате) и особенной (электронная цифровая подпись). Электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, защищенный от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной подписи. Ключ электронной подписи позволяет установить отсутствие утраты, искажения или подделки информации в электронном документе, а также подделки подписи обладателя электронной цифровой подписи. В соответствии с законом ЭД на машиночитаемом носителе приравнивается к документу на бумажном носителе и имеет одинаковую с ним юридическую силу.

История развития информационных систем в управлении и цели их использования на разных периодах представлена в табл. 2.1. Процессы, обеспечивающие работу информационных систем, условно можно представить в виде схемы (рис. 2.2).

Классификация информационных технологий является методологической основой выбора и использования технологии при решении задач документационного обеспечения управления.

Возможна следующая классификация информационных технологий:

по функциям обеспечения управленческой деятельности (технология подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров; технология подготовки презентаций на основе графических процессоров; технология подготовки табличных документов на основе использования табличных процессоров и т. д.);

История развития ИС в управлении

Таблица 2.1.

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем

Цель использования

1960-1970

Подготовка отчетов

Управленческие информационные системы для производственной информации

Ускорение процесса подготовки отчетности

1970-1980

Управленческий контроль

Системы поддержки принятия решения. Системы для высшего звена управления.

Выработка наиболее рационального решения

1980-2010

Стратегическая информация

Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы

Выживание и процветание организации

Страницы: 1 2

Смотрите также

Удержание персонала УМВД России по городу Череповцу в период организационных изменений
Введение Проблематика управления изменениями в организациях является сегодня одной из наиболее часто обсуждаемых в научной и практической литературе по менеджменту. Как ученые, так и ...

Стратегия управления персоналом
ВВЕДЕНИЕ Стратегия управления персоналом - это приоритетное направление формирования конкурентоспособного высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, ...

Совершенствование труда муниципальных служащих
1. Теоретические аспекты организации труда муниципальных служащих ...