Оценка эффективности бизнес-планаМатериалы по менеджменту / Эффективный менеджмент как основа успеха в деятельности фирмы / Оценка эффективности бизнес-планаСтраница 1
Категории «эффект» и «эффективность» постоянно используются в экономической литературе, приводится множество определений этой категории. Однозначной, общепринятой трактовки понятия «эффективность» до настоящего времени не существует. Поскольку любое изменение производственных отношений совершается в ходе непосредственной деятельности людей, то характеристики производственных отношений должны отражать результаты этой деятельности. Указанные характеристики могут быть определены в некоторых зависимостях, содержать или иметь определенное число параметров, дающих возможность судить о размерах изменений производственных отношений. Одной из них может выступать категория «эффективность».
Если предположить, что существующая система производственных отношений находится в постоянном развитии, можно представить, что динамику ее состояния и параметров следует выразить вектором. Его направленность будет показывать, куда ведут результаты наших действий (эффективность положительная или отрицательная), а его величина - абсолютный размер, их эффект. Эффективность (вектор) показывает направленность изменения производственного отношения (положительное или отрицательное). Эффект (величина вектора)- планируемый или достигнутый результат [5, стр.352].
При определении критериев и показателей эффективности работы организации необходимо учитывать принятые в мире подходы, в соответствии с которыми выделяют, по меньшей мере, семь критериев оценки:
) действенность;
) экономичность;
) качество;
) прибыльность (доходы/расходы);
) производительность;
) качество условий трудовой жизни;
) внедрение новшеств.
Действенность - степень достижения системой поставленных перед ней целей.
Экономичность - степень использования системой «нужных» вещей.
Качество - степень соответствия системы требованиям, спецификации и ожиданиям клиентов.
Прибыльность - соотношение между валовыми доходами (или сметными показателями) и суммарными издержками (или фактическими расходами). Конкретными показателями прибыльности являются:
· уровень прибыли, отнесенный к объему продаж;
· соотношение прибыли и совокупных активов;
· отношение прибыли к собственному капиталу.
Производительность - соотношение количества работ (услуг) и затрат на их реализацию.
Качество условий трудовой жизни - престижность работы, чувство безопасности, уверенности, удовлетворенности работников организации, включая управленческий персонал.
Внедрение новшеств - реальное использование новых достижений в области современной техники и управления в организации для достижения поставленных целей.
Перспективы развития организации связаны в первую очередь с решением стратегических проблем, среди которых необходимо выделить проблемы действующей стратегии и вновь обнаруженные проблемы.
Насколько эффективна действующая стратегия, можно судить по количественным и качественным результатам деятельности организации.
Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в ее целостности и внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации.
Количественные результаты - это результаты финансовой и хозяйственной деятельности организации, что находит свое подтверждение в занимаемом месте среди конкурентов (захват лидерства или своя ниша).
Об эффективности действующей стратегии можно судить по границам конкуренции в отрасли (сколько уровней каналов распределения используется, каковы размеры и различия географических рынков), а также по функциональным составляющим стратегии (рациональность каждой составляющей стратегии, последние действия (снижение цен и издержек, реклама) самой организации и конкурентов и т.д.).
Критерием эффективности действующей стратегии является финансовое положение организации в течение последнего времени:
· рыночная доля, место в отрасли;
· динамика размера прибыли (в сравнении с динамикой у
конкурентов);
· тенденция изменения чистой прибыли на инвестиции;
· рост продаж организации более быстрыми (медленными) темпами, чем на рынке в целом;
· размер кредитов;
· репутация в глазах потребителей;
· лидерство (в технологии, инновациях, качестве и др.) [1, с.43-45].
План оценки коммерческой эффективности проекта можно представить так, как на рисунке 5.
при анализе любого инвестиционного проекта желательно использовать для проверки сделанных прогнозов информацию об аналогичных проектах и компаниях. Если цель анализа - привлечение банковского кредита, то на этом работа эксперта и заканчивается. Но если проект должен быть представлен потенциальным или текущим акционерам, то обязательное продолжение традиционных расчетов - это оценка создаваемого бизнеса как с помощью спрогнозированных денежных потоков (на основе продленной стоимости), так и на основе рыночных аналогов. И чем ближе будут друг к другу перечни аналогов, применяемых на этапе прогнозирования доходов и на этапе оценки бизнеса, тем выше будет качестве расчетов [13].
Смотрите также
Формирование конкурентных преимуществ предприятия
Введение
В
международной интеграции производства единственным критерием эффективности и
востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. Сегодня
борьба за потре ...
Характеристика молочного завода
...
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента
1. Введение
Применительно
к настоящему времени задачи финансового менеджмента сводятся к решению проблемы
выживания в посткризисных условиях и сопряжены со всеми понятиями хозяй ...