Адаптация персоналаМатериалы по менеджменту / Управление персоналом на предприятии / Адаптация персонала
Адаптация персонала - это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации.
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.
Приспособление индивидуума и коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям приводит к повышению эффективности их функционирования. Адаптация предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения общегрупповых задач. Адаптация молодых работников представляет собой социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в трудовой коллектив. Основными моментами предприятия являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях коллектива. Сокращению процесса адаптации способствует прикрепление наставника или руководителя испытательного срока. Показателем успешно проведенного процесса адаптации персонала, отбора кандидатов и введения их в должность является успешное выполнение работы.
Критериями адаптации для управленческого персонала:
выполнение должностной инструкции; качество выполненной работы; количество выполненной работы; соблюдение стандартов времени (норм времени и обслуживания);
производимое на людей впечатление; способность влиться в коллектив; заинтересованность в работе; интерес к повышению квалификации и служебному росту;
соблюдение философии организации; удовлетворительная оценка качества трудовой жизни. Критерии адаптации для рабочих: выполнение норм выработки;
овладение рабочим местом в соответствии с техническими условиями; качество работы;
соблюдение трудовой дисциплины; соблюдение деловой философии предприятия.
Испытательный срок - это основной период адаптации нового сотрудника организации. Пункт об испытательном сроке включается в контракт при следующих условиях:
этот период необходим в связи со специфическими особенностями работы; необходимость «приглядеться» к новому сотруднику и скрываемым качествам;
принятый сотрудник не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к «идеальному» работнику; это соответствует действующему законодательству о труде; установленный срок достаточен для овладения рабочими навыками; организован систематический контроль за выполнением работы и регулярная помощь (обратная связь с работником); в конце этого периода работник будет извещен о его соответствии или несоответствии занимаемому рабочему месту.
После истечения испытательного срока (обычно 3 месяца) необходимо оценить качество работы сотрудника, но при этом оценка должна быть максимально объективной и основываться на наблюдениях и анализе в течение испытательного срока, а также на соответствующих критериях оценки. Первые три-шесть месяцев на новой работе - самые трудные, и большое число новичков покидает новую работу именно в этот период.
Смотрите также
Управление в кризисных ситуациях
...
Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика
Введение
Возникновение
понятия “Стиль руководства" и его изучение можно связать с именем
немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было
разно ...
Стратегическое планирование деятельности современной организации
Введение
«Конечно,
обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"!
И.-В.
Гете
Человек
разумный всегда старался сделать меньше, а получить больше и лучше. ...