Понятие конфликта, его сущность и видыМатериалы по менеджменту / Управление конфликтами как функция менеджера по персоналу / Понятие конфликта, его сущность и видыСтраница 1
Конфликт (от лат. глагола konfliktus, "противостоять") - это:
- столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций людей в процессе взаимодействия; в зависимости от источников и носителей конфликта они делятся на социальные, психологические, организационные (управленческие);
- одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации её целей;
- целенаправленное, активное взаимодействие и противостояние сторон при разнонаправленных интересах и противоречивых потребностях;
- процесс резкого обострения противоречия, борьба двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из её участников [5, с.30].
В связи с этим можно дать конфликту определение, как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми (группами людей), с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций [6, c.4].
Другими словами, конфликт - "наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающихся негативными эмоциями" [19]. Английский социолог Г.Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".
Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление нежелательное, что его необходимо избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет. Однако есть и противоположное мнение: конфликт служит своего рода сигналом: "что-то не в порядке"; это выражение неудовлетворённости, протеста, информирование конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. Один из основателей современной социологии Макс Вебер считает, что "конфликт очищает".
Каковы же должны быть "ингредиенты", сочетание которых приводит к возникновению конфликта? Прежде всего, должны наличествовать субъекты и объект (объекты) конфликта. Также необходимы: конфликтная ситуация и инцидент.
Субъект - это активная сторона, способная создать конфликтую ситуацию и влиять на ход развития конфликта в зависимости от своих интересов. Количество субъектов варьируется в каждой конкретной ситуации, их может быть два и более. Таким образом, субъекты - это непосредственные участники, стороны, имеющие несовместимые желания, цели, потребности. Непосредственных участников конфликта также называют "оппонентами" (в переводе с латинского - "противополагающий, возражающий, противник в споре) [5, c. 39].
Также выделяют косвенных участников конфликта, которые участвуют в чужом конфликте, преследуя свои цели. Косвенный участник может вовлекаться в конфликт и совершенно случайно, помимо его воли. Однако в ходе развития конфликта статус косвенного участника нередко сменяется статусом субъекта [6, c.5].
Объект конфликта - это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта; фокус пересечения интересов, имеющих персональную значимость для каждого из участников конфликта. Это и есть то самое "яблоко раздора", на которое претендуют все стороны [5, c.40]. Субъекты конфликта, преследуя свои цели, могут скрывать, маскировать или подменять истинные мотивы, побудившие их к противоборству. Все объекты подразделяются на три вида:
- объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими одновременно с кем-нибудь невозможно;
- объекты могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта;
- объекты, которыми все стороны конфликта могут владеть совместно (это ситуация "мнимого конфликта) [6, c.5].
Конфликтная ситуация (почва для конфликта, но ещё не конфликт) - это среда напряжения, которая даёт энергию взаимодействия. Конфликтные ситуации могут:
- возникать по инициативе субъектов конфликта либо объективно;
- "передаваться по наследству", переходить к новым субъектам конфликта даже в случае, когда начало их положено не объективными обстоятельствами, а случайностью, или когда причины конфликта давно исчезли [5, c.31].
Инцидент - открытое столкновение сторон в эмоционально напряжённом поле взаимодействия. Это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними. Чаще всего мы воспринимаем конфликт именно по инцидентам. Инцидент может возникнуть:
Смотрите также
Составление бизнес-плана и планирование работы торгового предприятия
...
Этапы развития и становления теории и практики менеджмента
Введение
Актуальность курсовой работы.
Любая наука базируется на использовании исторического опыта.
Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся
...
Японский опыт менеджмента качества и возможности его применения в сфере туризма
Введение
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной
из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития,
большие объемы валютных поступлений активно влияю ...