Понятие инновационного проекта и риски инновационных проектов
Материалы по менеджменту / Управление инновациями / Понятие инновационного проекта и риски инновационных проектов
Страница 2

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной или технико-технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки.

Риск является элементом результатов исполнения любого решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие инноваций. Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Об уровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти проектов успеха добиваются лишь одно-два. Высокий риск, однако, сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуществлении других видов деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и вероятность успеха инновационного проекта возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.

В общем виде риск в инновационном проекте можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

В целом риск, возникающий в инновационном проекте, включает в себя следующие основные виды рисков:

риски ошибочного выбора инновационного проекта; риски не обеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;

маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта:

маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;

риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);

риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов: риски усиления конкуренции;

риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;

риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.

Избежать полностью риска в инновационном проекте не возможно, поскольку инновации и риск - дне взаимосвязанные категории. Поэтому в первую очередь следует тщательно анализировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии - стадии отбора проектов.

Можно выделить рая основных путей снижения риска:

.Диверсификация инновационной деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом.

. Прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Такие, как: анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту; планирование и прогнозирование инновационной деятельности: подбор персонала, участвующего в осуществлении инно­вационной деятельности, и др.

.Создание собственной системы сбора и анализа информации о потенциальных или существующих партнерах.

. Планирование и прогнозирование инновационной деятельности пред­принимательской фирмы.

. Тщательный подбор работников (персонала) фирмы.

. Организация защиты коммерческой тайны на предпри­ятии. Эта необходимость обусловлена тем, что в некоторых случаях техническая и коммерчес­кая информация о разрабатываемом на фирме инновацион­ном проекте может “подтолкнуть” конкурентов к параллель­ным разработкам.

инновация риск проект

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Формирование команды и ее роль в организации
Введение Успешные команды становятся первыми, осуществляют прорыв, создают новые продукты, превосходят ожидания и выполняют проекты раньше графика. Они связаны общей целью, доверяют ...

Совершенствование системы информационного обеспечения управления Петербургского областного филиала "Ростелеком"
Введение На российском рынке телекоммуникаций идет активное развитие конкуренции. В городе Волхове услуги по доступу к сети интернет, услуги кабельного и цифрового телевидения наряду ...

Стратегическое планирование деятельности турфирмы ЗАО "Жюль Верн"
Введение   Стратегический менеджмент является итеративным, непрерывным процессом позиционирования фирмы в постоянно меняющемся конкурентном окружении. Управлять стратегически - зн ...