Классификация управленческих решенийМатериалы по менеджменту / Технологии принятия управленческих решений (метод Дельфи) / Классификация управленческих решенийСтраница 1
Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.
Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.
По продолжительности действия:
· оперативные;
· тактические;
· стратегические.
По числу альтернатив:
· бинарное решение (имеются две альтернативы действия - "да" или "нет");
· малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);
· многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив);
· непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).
По субъекту, принимающему решения:
· индивидуальные;
· групповые.
По сфере действия: технические, экономические, социальные, политические и др.
По степени неопределенности (полноты информации):
· решения в условиях определенности;
· решения в условиях риска (вероятностной определенности);
· решения в условиях неопределенности.
По степени сложности подготовки управленческого решения:
· стандартные или программируемые;
· нестандартные или непрограммируемые.
По степени уникальности:
· новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) - это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать;
· рутинные.
По подходу к принятию решения:
· интуитивные;
· основанные на суждении;
· основанные на рациональности.
По форме отражения: план, программа, приказ, указание.
По типу личности менеджера, принимающего решения:
· импульсивные - авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются "с наскока", "рывками";
· рискованные - отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;
· инертные - становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;
· осторожные - характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;
· уравновешенные - принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.
По степени достижения целей:
· допустимое (приемлемое) - решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;
· оптимальное (наилучшее) - если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;
· эффективное - характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.
Фатхутдинов Р.А. предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам:
· стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);
· подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);
· сфера действия (технические, экономические, политические);
· цель (коммерческие, некоммерческие);
· ранг управления (верхний, средний, нижний);
· масштабность (комплексные, частные);
· организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое);
· продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные);
· объект воздействия (внешние и внутренние);
· методы формализации (текстовые, графические, математические);
Смотрите также
Управление конкурентной стратегией танцевального клуба "МиСС"
Введение
Современная экономика характеризуется сочетанием сложных и
противоречивых процессов глобализации бизнеса, ограниченности ресурсов,
ускорения технологических нововведений, всл ...
Стратегическое планирование деятельности турфирмы ЗАО "Жюль Верн"
Введение
Стратегический
менеджмент является итеративным, непрерывным процессом позиционирования фирмы в
постоянно меняющемся конкурентном окружении. Управлять стратегически - зн ...
Формы мотивации и демотивации персонала в организации
Введение
Управление
персоналом - это процесс обеспечения кадрами предприятия (организации, фирмы),
организация их эффективного и рационального использования, а также их
профессиональ ...