Исследование и обобщение российского и зарубежного опыта выбора и оценки стратегических направлений развития территории
Материалы по менеджменту / Теоретические и организационно-методические аспекты выбора и оценки стратегических направлений развития территории / Исследование и обобщение российского и зарубежного опыта выбора и оценки стратегических направлений развития территории
Страница 13

заинтересованное участие и вовлеченность в процесс стратегического планирования всех целевых групп, в первую очередь населения и общественных объединений, представителей предприятий, малого и среднего бизнеса, инвесторов, а также профсоюзов, торгово-промышленных палат, туристов и т. д.;

стратегический диалог на всех этапах планирования, использование механизмов обратной связи, мониторинга и корректировки целей и направлений реализации планов;

успешное партнерство частного и общественного секторов при осуществлении стратегических проектов;

преемственность стратегических планов;

сочетание стратегического подхода в городе со стратегией развития более широкого регионального сообщества;

ориентация стратегических направлений развития на расширение городского пространства, тесно связанное с экономическим развитием, структурными преобразованиями, опорой на новые сектора и точки роста, созданием новых, соответствующих современным требованиям рабочих мест [11].

В настоящее время , в Европе, целостная система оценки стратегии и направлений развития отсутствует. Нет четкой теоретической и практической позиции. В управленческой литературе различают следующие аспекты эффективности стратегии компании:

внутренняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внутренних возможностей или с точки зрения управления внутренними ресурсами;

внешняя эффективность - эффективность с точки зрения использования внешних возможностей;

общая эффективность - комплексная совокупность внутренней и внешней эффективности;

целевая эффективность - отражает меру достижения поставленных целей.

В настоящее время, за рубежом имеет большую популярность кластерный подход. Идея повышения конкурентоспособности национальной экономики на основе реализации кластерных стратегий не нова. Но на этапе выхода из кризиса, когда традиционные методы диверсификации уже не могут дать должной отдачи, использование кластерной модели организации бизнеса в качестве адекватного инструмента модернизации экономики не имеет альтернативы. Взаимообусловленность и взаимосвязи между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности - это новый экономический феномен, который позволяет противостоять натиску глобальной конкуренции и должным образом отвечать требованиям национального и регионального развития.

В своем первом выступлении перед американским Конгрессом Президент Барак Обама, отмечая важность реализации инновационной стратегии для процветания нации, указал на необходимость поддержания процессов динамичного взаимодействия между крупными и малыми компаниями, университетами, финансовыми структурами на основе кластерных стратегий, реализуемых, прежде всего, на региональном уровне, которые способны придать динамизм экономике страны в целом. Он также выступил с инициативой выделения в рамках бюджета на 2010 г. 100 млрд. долл. на поддержание региональных инновационных кластеров и бизнес-инкубаторов, считая их критической компонентой будущей национальной экономической конкурентоспособности США.

Кластерный подход - это прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспосбность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.

Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира.

По мере развития кластерного подхода суть кластерных объединений изменялась и обогащалась. Так, в обзоре Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) 2008 г. «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов», в качестве основных характеристик кластеров выделены:

географическая концентрация (близко расположенных фирм привлекает возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Смотрите также

Управление в кризисных ситуациях
...

Управление персоналом клиентоориентированной компании
С увеличением конкуренции привлечение нового потребителя является все более актуальным сложным мероприятием. На сегодняшний день при выборе услуг и товаров люди ориентируются не только на стоимость, н ...

Функциональная роль исследования в развитии систем управления
...