Понятие управления. Признаки, функции и различия формального
и неформального управленияМатериалы по менеджменту / Формирование и сочетание формального и неформального управления. / Понятие управления. Признаки, функции и различия формального
и неформального управленияСтраница 2
2. Облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;
. Защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.;
. Получение и передача необходимой или интересной информации;
. Удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации;
. Сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;
. Адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников. Принятие их в коллектив помогает им быстрее адаптироваться к требованиям организации, позволяет получать ценные советы и помощь, облегчает различные виды коммуникаций;
. Создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия.
Как видно из приведенного перечня функций, неформальные отношения могут выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции. При определенных условиях они могут вступать в конфликт с целями организации, отвлекать внимание и энергию работников, порождать острые конфликты и снижать эффективность работы в целом. Однако при рациональной формальной организации и умелом руководстве неформальные отношения, воздействуя на формальную структуру, помогают гуманизировать труд, приспособить организацию труда к потребностям и пожеланиям человека. Вследствие этого повышаются удовлетворенность трудом и эффективность деятельности, снижается текучесть рабочей силы, сокращаются прогулы и т.д.
Виды структур, осуществляющих неформальное управление:
. Структуры по интересам.
Отдельные лица, которые могут не быть членами одной и той же административной или оперативной структуры, могут объединяться для достижения определенной совместной цели. Цели таких структур не имеют отношения к целям организации и являются специфическими для каждой структуры. Примерами структур по интересам могут быть объединения рабочих и служащих с целью получения больших выгод, а также объединение официанток, создающих из своих чаевых единый фонд.
. Группы на основе дружбы.
Многие группы формируются на основании, каких либо общих интересов или признаков: возраст, политические убеждения, этническое происхождение и другие. Эти группы на основе дружбы часто продолжают свое взаимодействие и вне рамок рабочей деятельности.
Мотивы членства рабочих и служащих в тех или иных группах характерны для подавляющего большинства групп, которые четко разделяются на формальные и неформальные. Основное различие между ними заключается в том, что формальные и административные структуры создаются организациями, а неформальные возникают сами по себе.
Неформальное управление уже органично развивается, борясь с какой-либо внешней постоянной опасностью стремление укрепления процесса управления на предприятиях и организациях объединение людей для более масштабного управления.
Причины побуждающие вступать в неформальные отношения и использовать этот метод управления:
. Чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности - одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку формальное управление сознательно лишает людей возможностей социальных контактов, рабочие вынуждены обращаться к неформальному управлению, чтобы обрести эти контакты;
2. Взаимопомощь. Естественно, можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику. Однако одни считают, что начальник может плохо о них подумать, другие боятся критики. В этих и других случаях люди предпочитают прибегать к помощи неформального управления;
. Защита. Люди всегда знали, что сила - в единстве. В силу этого важной причиной вступления в неформальные отношения является осознанная потребность в защите;
. Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поскольку в формальных отношениях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации возможен только в неформальной организации;
. Симпатия. Люди часто вступают в неформальные отношения просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.
Существует три источника возникновения неформального управления:
. Функциональная недостаточность самой формальной организации;
. Социальная интеграция в рамках организации;
. Разделение феноменов функций и личности (индивид может варьировать средства).
Различия между формальным и неформальным управлением:
Смотрите также
Социально-психологические подходы при решении задач управления конфликтными взаимоотношениями
...
Специфика принятия управленческих решений в сфере торговли и услуг
Введение
Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор
информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает
высокую значимость решений в упр ...
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
ВВЕДЕНИЕ
Данная
работа называется «Организация управления строительной фирмой». Актуальность
данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных
условиях рынка - ...