Понятие интеллектуальной собственностиМатериалы по менеджменту / Управление интеллектуальной собственностью организации / Понятие интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность - собирательное понятие, включающее права, которыми регулируются отношения, складывающиеся в процессе создания продуктов интеллектуального труда, обмена ими и их использования. Говоря другими словами, интеллектуальная собственность представляет собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Понятие интеллектуальной собственности впервые вошло в официальный оборот в 1967 г. в материалах Стокгольмской конференции, утвердившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, ВОИС (World Intellectual Property Organization - WIPO).
Цель создания ВОИС - придание интеллектуальной собственности наднационального, экстерриториального характера путем признания единых норм в области интеллектуальной собственности, согласования с ними основных норм национальных законодательств.
В России интеллектуальная собственность как новый вид собственности появилась в начале 90-х гг. XX в. и стала основой рынка научно-технических разработок. Объекты интеллектуальной собственности стали товаром, предметом купли-продажи.
Материально-вещественную основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт как результат мыслительной, умственной, творческой деятельности отдельной личности или научного коллектива. Интеллектуальный продукт выступает в различных формах: научные открытия и изобретения, результаты научно-исследовательских, конструкторских, технологических и проектных работ, образцы новой продукции, новой техники и материалов, полученные по итогам научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, оригинальные научно-производственные услуги, оригинальные консалтинговые услуги научного, технического, экономического, управленческого характера, новые технологии, патенты и т.д.
Вовлечение интеллектуальных продуктов в коммерческий оборот - крупный источник финансовой устойчивости предприятий. Если максимальные нормы прибыли в сырьевых отраслях не превышают 100-150 %, то в наукоемких отраслях они значительно выше. При этом необходимо учесть, что природное сырье невозобновляемо, а интеллектуальные результаты возобновляемы.
Потребность в регулировании интеллектуальной собственности на международном уровне возникла в XIX в. В 1883 г. была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, в 1886 г. - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, в 1952 г. - Всемирная конвенция об авторском праве.
Регулирование интеллектуальной собственности заключается в необходимости ее охраны и стимулировании развития интеллектуального потенциала страны. Правовая охрана интеллектуальной собственности защищает ее владельцев от несанкционированного использования.
Таким образом, грамотное управление интеллектуальной собственностью позволяет реализовать следующие стратегические цели:
§ насыщение рынка товарами особого потребительского свойства;
§ обеспечение технологического превосходства над конкурентами;
§ обеспечение высокой и стабильной правовой защищенности предпринимательской деятельности от конкурентов;
§ экономическое управление капиталом с целью устойчивого извлечения сверхприбылей и наращивания его стоимости;
§ индивидуализация бизнеса на основе бренд-стратегии;
§ формирование новой корпоративной культуры с целью быстрой обновляемости высококачественных товаров и услуг.
Смотрите также
Теории мотивации трудовой деятельности персонала
Введение
Высокая мотивация персонала является одним из важнейших условий
успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников
на работу с высокой отдачей, бе ...
Управленческие решения сущность, виды
Введение
Процесс принятия решений имеет большое значение в жизни любого
человека. С самого начала жизненного пути каждый сталкивается с проблемой
выбора из множества альтернативных ва ...
Управление ассортиментной политикой торгового предприятия
Введение
На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество
торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или
оказанием, каких-либо видов услуг.
...