Понятие, виды кризисов и признаки кризисных явлений на предприятииМатериалы по менеджменту / Управление в кризисных ситуациях / Понятие, виды кризисов и признаки кризисных явлений на предприятииСтраница 1
Кризис в системе менеджмента предприятия характеризуется внезапностью и неожиданностью событий, высоким уровнем угрозы жизненным интересам предприятия, недостаточностью времени для осуществления соответствующих мероприятий.
Кризис может возникать исходя из особенностей следующих источников кризиса:
1. Политические факторы - изменение курса внутренней политики государства может привести к противоречию между интересами государства, предприятия и его собственников и вызвать кризисные явления.
2. Природные факторы - степень влияния природных факторов на возникновение критической ситуации разная в предприятиях разных областей. Чаще всего кризис из-за природных факторов возникает в таких областях: сельское хозяйство, транспорт, туризм.
3. Экологические факторы.
4. Производственно-технические факторы кризиса - аварии в системе производства, отопления, энергоснабжения, из-за несоблюдения правил пожарной безопасности.
5. Социально-психологические источники - источниками кризиса могут быть случайные ошибки и просчеты работников, намеренное изменение действительных фактов, наличие конфликтной ситуации в коллективе, недостаточная квалификация работников, нарушение ими своих полномочий и прочее.
Выделяют следующие причины возникновения кризисов:
1. Недостаточный уровень знаний о возможностях предвидения кризиса.
2. Недостаточный уровень знаний о взаимодействии между подразделениями в системе управления.
. Случайные отклонения, ошибки, просчеты.
Виды кризисов:
1. Стратегический кризис (кризис упадка) - радикальное нарушение нормальной производственной и сбытовой деятельности на основе существующего технологического потенциала.
2. Кризис роста - это кризис как срыв в достижении отдельных конкретных целей функционирования предприятия.
3. Кризис ликвидации или банкротства - полная потеря способности к выживанию.
Существуют два вида реакций предприятия на кризисное состояние:
1) защитная тактика - предусматривает резкое сокращение всех видов затрат, закрытие или распродажу отдельных подразделений, распродажу товаров и резкое уменьшение товарных остатков, продажу части оборудования и прочие мероприятия, направленные на ограничение затрат и временное свертывание деятельности.
2) наступательная тактика - предусматривает активные действия, а именно: внедрение новых технологий, поиск новых рынков сбыта, усовершенствование ценовой политики, модернизацию оборудования и прочее. Наступательная тактика требует активных действий со стороны руководства предприятия относительно преодоления последствий кризиса. Разработка и реализация наступательной тактики требует вкладывания дополнительных средств. Поэтому иногда предприятие само не в состоянии применить такую тактику и требует дополнительного инвестирования.
Для того, чтобы оценить глубину кризисного явления, необходимо тщательно проанализировать финансовое состояние предприятия.
Признаками кризисного состояния могут быть:
· резкое падение объемов продаж;
· уменьшение денежных средств на счетах предприятия;
· повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, то есть рост долгов покупателей и увеличение сроков задолженности;
· увеличение кредиторской задолженности, задолженности по зарплате, финансовым органам и акционерам;
· резкое увеличение запасов (затоваривание);
· резкое уменьшение запасов (сбой, неритмичность производства, вследствие невыполнения обязательств по взаимным поставкам);
Смотрите также
Функциональная роль исследования в развитии систем управления
...
Техника и технология управления в коммерческой деятельности
Введение
В современной рыночной экономике основное значение
приобретает коммерческая деятельность торговой компании, которая является
первым и необходимым условием эффективной работы ...
Формирование рыночной стратегии предприятия ОАО ТВЭКС
ЗАДАНИЕ
на курсовой проект
студента Лидии Владимировны Хромовой
1. Тема курсового проекта Формирование рыночной стратегии предприятия ОАО
«ТВЭКС»
2. Срок сдачи студентом курсо ...