Мотивация и стимулирование: основные термины, понятия и
сущностьМатериалы по менеджменту / Теория управлениия / Мотивация и стимулирование: основные термины, понятия и
сущностьСтраница 3
Этап 6 - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для удовлетворения (устранения) потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит изменение мотивации к действию.
Этап 7 - удовлетворение (устранение) потребности, которое осуществляется разными путями: а) удовлетворением потребности; б) подавлением потребности; в) нереагированием на потребность.
Человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.
Как уже было приведено выше по тексту, сами мотивы, формируются у человека под воздействием множества обстоятельств. Но при этом, «включаются» мотивы, под влиянием стимулов (лат. stimulus - заостренная палка, которой в древнем Риме погоняли животных).
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определённых мотивов. Если потребность является внутренним состоянием человека, отражающим дефицит (необходимость, желание) чего либо, то в свою очередь стимул, является внешним воздействием, оказываемым на человека в процессе управления им в целях получения желаемых результатов.
Управлять человеком - это значит управлять мотивами его поведения. Этот вид воздействия, то есть, воздействие на мотивы, признается наиболее результативным в сравнении с прямым воздействием. Но одновременно это и более сложный путь воздействия, поскольку требует выбора стимулов, не только точно соответствующих тем целям, которые ставит перед собой организация, но и мотивам поведения работников.
Достаточное разнообразие стимулов - это важнейший принцип эффективного управления мотивацией.
В организации, по своему содержанию стимулы делятся на экономические и неэкономические. Однако надо учитывать, что стимулы являются «рычагами» и комплексно входят в процесс использования стимулов, который называется стимулированием.
Стимулирование - процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.
Стимулирование в организации, выполняет следующие основные функции: а) экономическую - способствует повышению эффективности производства; б) нравственную - создает необходимый морально-психологический климат; в) социальную - формирует доходы и расходы работников.
Принципами стимулирования являются: а) комплексность, предполагающая оптимальное сочетание всех его видов; б) индивидуализированный подход; в) понятность; г) ощутимость; д) постоянный поиск новых методов; е) использование наряду со стимулами антистимулов, ё) снижающих заинтересованность в получении результата.
Стимулирование соответственно, как и стимулы, делится на основные направления стимулирования: экономическое (материальное) и неэкономическое (нематериальное).
В свою очередь, материальное подразделяется на денежные и неденежные направления стимулирования, а нематериальное на моральное, организационное стимулирование и стимулирование свободным временем.
Структуры материального и нематериального стимулирования представлены на рис. 2 и 3.
мотивация стимулирование трудовой
Рис. 2 Структура материального стимулирования
Рис. 3 Структура нематериального стимулирования
В то же время, в организации, стимулирование может быть текущим, которое осуществляется с помощью заработной платы, и перспективным (с помощью условий для карьеры, участия в собственности).
Идеальный вариант мотивационного механизма предполагает, что внутренние побуждения (желания) должны первенствовать по отношению к внешним положительным мотивам (побуждению), а то есть, в свою очередь, иметь приоритет перед внешними отрицательными мотивами (принуждением).
Таким образом, можно сказать, что мотивация трудовой деятельности, по сути, является ориентацией работника на труд, сформированная благодаря совокупному действию мотивов и стимулов, побуждающих человека к активности в процессе осуществления трудовой деятельности.
Смотрите также
Управление персоналом клиентоориентированной компании
С увеличением конкуренции привлечение нового потребителя является все более актуальным сложным мероприятием. На сегодняшний день при выборе услуг и товаров люди ориентируются не только на стоимость, н ...
Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента
ВВЕДЕНИЕ
Сравнительный анализ американской и японской систем
управления предприятием, обусловивших лидирующее положение этих стран в мировой
экономике последние несколько десятков лет ...
Теории мотивации трудовой деятельности персонала
Введение
Высокая мотивация персонала является одним из важнейших условий
успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников
на работу с высокой отдачей, бе ...