Процессуальные теории мотивации
Страница 3

Сам же МакГрегор был убежден в большей валидности теории У и был пропагандистом идей широкого участия всех членов организации в процессах подготовки и принятия решений, наделения сотрудников большей ответственностью и возможностью рисковать, а также указывал на важность оптимальных групповых отношений как фактора индивидуальной мотивации. Ясность и простота теории МакГрегора вызвала широкое признание и одновременно широкую критику за упрощенный взгляд на проблему.

Таблица 1.1. Сравнительная характеристика теории Х и теории У

Описание по признакам

Теория Х

Теория У

1. Представления руководителя о человеке

Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы У людей нет честолюбия и они избегают ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили Больше всего люди хотят защищённости Чтобы заставить людей работать, необходимо принуждение, контроль и угроза наказания

Труд - процесс естественный. При благоприятных условиях люди не только принимают ответственность, но и стремятся к ней Если люди принимают цели организации, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль У людей развиты потребности высших уровней Способность к творческому решению проблем у людей встречается часто, потенциальный интеллект среднего человека недоиспользуется

2. Практика руководства а) планирование

Централизованное распределение задач, единоличное определение целей стратегии, тактики

Поощрение определения целей подчинёнными в соответствии с целями организации

б) организация

Четкое структурирование задач, полномочия не делегируются

Высокая степень децентрализации полномочий

г) контроль

Тотальный, всеобъемлющий

Самоконтроль подчиненных в процессе работы, контроль руководителя по ее завершении

д) общение

Жесткая регламентация поведения

Руководитель действует как связующее звено в обмене информацией

е) принятие решений

Отрицание права свободы принятия решений подчиненными

Активное участие подчиненных в принятии решений.

3. Использование власти и влияния

Психологическое давление, угроза наказания, власть, основанная на принуждении

Убеждение и участие, власть через положительное подкрепление

4. Стиль руководства

Авторитарный

Демократичный

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Терминология и базовые понятия финансового менеджмента
1. Введение   Применительно к настоящему времени задачи финансового менеджмента сводятся к решению проблемы выживания в посткризисных условиях и сопряжены со всеми понятиями хозяй ...

Трудовые соревнования на сельскохозяйственных предприятиях
Введение Борьба за достижение определенного результата в соответствии с поставленной целью называется - соревнованием. В целях повышения эффективности производства и качества работы и ...

Формирование коммуникативной культуры менеджера туристской фирмы
  Введение Актуальность темы исследования. Представление об общественной жизни как о коммуникационном и информационном процессах сформировалось достаточно давно. Современ ...