Сравнительная характеристика делопроизводительных систем
Московского государства и Великого Княжества Литовского (нормативное
регулирование, организация, формы документирования, состав документов, пМатериалы по менеджменту / Сравнительная характеристика делопроизводительных систем Московского государства и Великого Княжества Литовского / Сравнительная характеристика делопроизводительных систем
Московского государства и Великого Княжества Литовского (нормативное
регулирование, организация, формы документирования, состав документов, пСтраница 1
На новый уровень делопроизводство и документирование выходит в XV в., при образовании государства Великого княжества Литовского, и складывается законченная система делопроизводства, получившая в значительной степени законодательное оформление. В этот период утверждается система органов центрального и местного управления, определяется состав документов, регламентирующих все стороны государственной и частной жизни. Канцелярия, действовавшая при великом князе Витовте (1392-1430), приобретает характер государственной.
В связи с осуществлением внутренней функции государства усиливается документирование законодательной деятельности. Впервые создаются акты кодифицированного права.
Свое высшее выражение документирование законодательства нашло в издании трех Статутов ВКЛ - 1529, 1566, 1588 гг. Все три Статута ВКЛ отличает четкая организация текстов, разбитых на разделы и артикулы (статьи). Каждый Статут начинается с реестра (оглавления), облегчающего поиск необходимого артикула. В свою очередь, каждый артикул имеет заглавие, в котором указывается его краткое содержание.
Новым в организации делопроизводства явилось его законодательное оформление. Закон требовал обязательного письменного оформления и регистрации, определял порядок регистрации документов и их выдачи частным лицам, устанавливал процедуру рассмотрения «справ» в судах, определял состав документов, выдаваемых и регистрируемых в канцелярии великого князя и на местах.
В целях пресечения распространения подлогов закон предписывал все бумаги, выдаваемые в судах и канцеляриях, сопровождать подписью писаря. Законом вводилась ответственность и определялось наказание за фальсификацию печатей и подделку подписей, а также за сбор и хранение оттисков печатей. Законодательство определяло порядок применения государственных и поветовых печатей и правила их хранения.
С возникновением канцелярии при великом князе создается архив. С конца XV в. появляются копийные книги, составившие Литовскую Метрику - основу государственного архива ВКЛ. В копийные книги вносилась основная масса документов, изготавливавшихся в великокняжеской канцелярии - таким образом, осуществлялось страхование документов на случай утери и при выдаче их частным лицам, и создавался архивный фонд.
В ХV-ХVI вв. складываются формуляры-образцы документов, по которым писались акты.
Особенность организации государственной власти и управления породила большое многообразие в формах документирования. Большинство документов, создававшихся в ВКЛ, имел общее название «лист», использовавшееся в то время для значения практически всех видов документов. информация делопроизводство московский литовский
Длительное время законы ВКЛ оформлялись в виде великокняжеских привилеев (грамот). Привилеи готовились в государственной канцелярии, после чего редактировались великим князем, переписывались и утверждались приложением государственной печати, а позднее и подписи великого князя.
Документирование деятельности сеймов нашло отражение в сеймовых постановлениях. Наиболее распространенное название сеймовых постановлений с XVI в. - «ухвалы» («уфалы»), иногда «универсалы». С середины XVI в. встречается название «конституция», которое становится господствующим в ХVII-ХVIII вв. Постановления сеймов подразделялись на вечные и временные, а также на общие и для определенных сословий.
Земские привилеи, статуты, сеймовые постановления явились основными законодательными актами ВКЛ, однако документирование законодательной деятельности не ограничивалось только этими видами документов.
Подготовка всех документов, создававшихся в центральном аппарате управления ВКЛ, а также работа с документами, поступавшими в центр, была возложена на государственную канцелярию.
Во главе канцелярии стоял канцлер. Он был хранителем большой государственной печати, которой скреплял наиболее важные акты. В связи с расширением делопроизводства и необходимостью постоянного нахождения хранителя печати при дворе государя для утверждения документов, в 1566 г. была введена должность подканцлера (вице-канцлера) - заместителя канцлера, хранителя малой государственной печати, который должен был сопровождать великого князя (короля) во время его отъездов из столицы.
Под началом канцлера и подканцлера в канцелярии работали регенты, секретари, писари, дьяки, переводчики («толмачи») [13].
В Московском княжестве первоначально термин «делопроизводство» появляется в устной речи (предположительно в XVII в.) и означает сам процесс решения (производства) дела - «дело производить» (решать вопрос). Так как в ходе решения любого вопроса возникали документы, чтобы закрепить достигнутую договоренность, принятое решение (ибо устное слово кратковременно, может быть забыто, искажено при передаче или не так понято), уже в XVI в. употребляется слово «дело» как «собрание документов, относящихся к какому-либо делу, вопросу». Впервые в таком понимании слово «дело» зафиксировано в документах 1584 г.
Смотрите также
Управление персоналом предприятия
Введение
Кадры, на сегодняшний день, наиболее ценная и важная часть
производительных сил предприятия. С развитием научно-технического прогресса
эффективность производства все более за ...
Управление инновациями
Теоретическая часть
...