Понятие конфликтаМатериалы по менеджменту / Социально-психологические методы предотвращения конфликтов в коллективе учреждения СКС / Понятие конфликтаСтраница 2
Правила взаимодействия (предполагаемый вклад каждого участника в общее взаимодействие, их ролевые обязанности, степень возможного участия каждого в принятии общих решений, правила «поведения» по отношению друг к другу и т. д.).
По каждому из этих параметров взаимодействия могут возникать противоречия и конфликтные ситуации.
Характеристика конфликта может быть дана и в зависимости от:
А) вовлеченных в него субъектов:
внутриличностные;
межличностные;
межгрупповые;
между отдельным человеком и группой.
Б) исхода:
деструктивные;
конструктивные.
В) вовлеченных организационных уровней:
горизонтальные (при вовлечении в конфликт представителей одного организационного уровня);
вертикальные (при вовлечении в конфликт представителей различных организационных уровней).
Г) длительности протекания:
кратковременные;
затяжные.
Д) источника возникновения:
субъективные (личные качества, индивидуальные особенности участников конфликта);
объективные (экономические, технологические, организационные факторы).
Следует также различать реалистические и нереалистические конфликты.
• Конфликт принято называть реалистическим, если он связан с преследованием участниками определенных целей;
• В нереалистических конфликтах целью участников ситуации становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности. Конфликт перестает быть средством достижения целей, но становится самоцелью, иногда - способом разрядки накопившейся эмоциональной напряженности. Для разрешения его нужно перевести в реалистический.
Структура конфликта
Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру В любом конфликте присутствуют:
а) объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
б) цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами;
в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;
г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения.
Стадии протекания конфликта
• стация потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
• стадия перехода потенциального конфликта в реальный или осознание участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
• стадия конфликтных действий;
• стадия снятия или разрешения конфликта.
рис.1 Стадии развития конфликта.
Управление конфликтом требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность.
Смотрите также
Характеристика предприятия ОАО Витязь
...
Управление бизнесом в туризме
Введение
В настоящее время туризм является одной из
ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан
экономическим феноменом столетия.
Туризм - это сл ...
Социально-психологические подходы при решении задач управления конфликтными взаимоотношениями
...