Коммуникативная культура менеджера туризмаМатериалы по менеджменту / Формирование коммуникативной культуры менеджера туристской фирмы / Коммуникативная культура менеджера туризмаСтраница 4
Коммуникации между руководителями и подчиненными являются двухканальной информационной системой, обеспечивающей свободный поток информации как в направлении сверху вниз, так и снизу вверх. Вместе с тем руководитель в силу своего положения непосредственно влияет на направление и поток коммуникаций. Из-за высокой степени вероятности появления «шумов» при передаче послания руководитель может установить правила, в соответствии с которыми послания должны передаваться в определенном направлении и в определенной последовательности. Как показывает опыт, наиболее успешно функционируют те организации, где руководители стремятся, чтобы все сотрудники участвовали в работе, чтобы никто из них единолично не контролировал коммуникации, чтобы поощрялось участие всех сотрудников в потоке коммуникаций.
Стиль управления оказывает значительное влияние на характеристики системы организационного общения. Для демократического стиля руководства свойственна неформальная, многоканальная система коммуникации, при которой поощряются обмены сообщениями по всем направлениям (вверх, вниз, горизонтально). Такая система достаточно эффективна, обеспечивает адекватность и точность информации, а также удовлетворенности работников своим трудом. Авторитарность руководителя неизбежно отражается и на общении в организации: формируется четко определенная цепь команд, поощряется преимущественно нисходящее общение. Это, в свою очередь, делает обмен информацией ограниченным и неточным, давая почву для слухов и домыслов. При этом основной проблемой для руководства оказывается недостаток адекватной обратной связи.
6. Социоэкологические факторы, иначе говоря, факторы социальной среды, которые также оказывают заметное влияние на коммуникативную культуру организации. Под эмоциональной средой мы понимаем ожидаемые/реальные отношения персонала, руководителей; характер эмоциональных взаимоотношений, оказывающий воздействие на эффективность коммуникации, уровень коммуникативной культуры организации. Эмоциональная среда играет большую роль при создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе организации. Мы в нее включаем такие факторы, как: психологический комфорт, эмоциональные состояния участников общения.
Эмоциональная среда может характеризоваться как положительная - нейтральная - отрицательная в зависимости от умения/неумения человека выбирать стиль общения, учитывать настроенность партнера в конкретной коммуникативной ситуации. Невнимание к данным факторам в ряде случаев может придать коммуникативному взаимодействию косный характер, в других - нарушить соответствие между уровнями/видами стереотипов эмоционального поведения и между личностными ожиданиями каждого из партнеров по коммуникации, что значительно осложнит коммуникативную ситуацию в целом.
7. Социокультурные факторы. Активно исследуются социокультурные особенности коммуникативных процессов в современной России. При этом отмечается, что особенность российской межличностной коммуникации связана с воспроизводящимся в нашем обществе иерархическим неравенством партнеров, действующих лиц. Любое социальное взаимодействие имеет вектором зависимость, давление, обязанности, принудительность, воплощаясь в соответствующих отношениях. Правилами (методами, процедурами), устанавливающими и регулирующими порядок отношений между участниками взаимодействия, оказываются правила игры во власть-подчинение. Не всегда осознаваемые эти правила оказываются принципами организации социальной жизни, которые сравнительно легко обнаруживаются в сфере политики или бизнеса. Менее очевидны, но не менее фундаментальны они в формировании таких сугубо межличностных феноменов, как хамство и стыдливость, задушевность и бестактность, скромность и навязчивость.
К.М. Шумилина обращает внимание на то, что носители русской коммуникативной культуры прибегают к вербальному и невербальному давлению на собеседника в различных сферах общения, причем даже такие компоненты ситуации, как более высокий или равный социальный статус собеседника или то, что участники общения практически незнакомы, не ограничивает коммуникантов в выборе вербальных средств воздействия.
В современной России и, в частности, российских организациях, как отмечают исследователи, чрезвычайно большую роль играют слухи. Слухи были и будут атрибутом любого общества, поскольку ни одно общество (кроме утопического) не согласовано до абсолютного единства и всегда обладает особыми измерениями «здравого смысла», «неофициальной культуры» и т.п. Особенно большое влияние приобретают они в переходном обществе, к которому относится, в частности, современная Россия. Социологи, политологи, психологи продолжают фиксировать неудовлетворенную потребность людей в надежной, достоверной информации. Формирующимся же в индивидуальном и общественном сознании информационный и аксиологический вакуум активно заполняется недостоверной массовой информацией, возникающей как на уровне межличностного общения, так и сознательно продуцируемой государственно-политическими структурами, средствами массовой коммуникации, финансово-экономическими и деловыми кругами. Особое место среди подобного рода информации занимают слухи, кривотолки. Как специфический вид межличностной коммуникации они давно стали неотъемлемой частью бытия россиян. В условиях дисфункции СМИ быть в курсе циркулирующих слухов для россиян стало такой же необходимостью, как следить за сводками погоды в период межсезонья.
Смотрите также
Функции управления
Введение
Управление представляет собой целенаправленный процесс, включающий
в себя некоторые основные элементы, рассматриваемые как основные функции
управления.
В кабинетах многих ...
Характеристика молочного завода
...
Управление персоналом клиентоориентированной компании
С увеличением конкуренции привлечение нового потребителя является все более актуальным сложным мероприятием. На сегодняшний день при выборе услуг и товаров люди ориентируются не только на стоимость, н ...