Социально-экономический анализМатериалы по менеджменту / Совершенствование системы управления предприятием на примере ОАО "НИИП" / Социально-экономический анализСтраница 1
Томский научно-исследовательский институт полупроводниковых приборов (НИИПП) - одно из немногих высокотехнологичных предприятий в стране, которое не просто пережило суровые 1990-е, но и сумело развить новые направления в производстве.
Бурный расцвет предприятия пришелся на 1992 год. СССР уже разваливался, а в НИИПП кипела жизнь: здесь работали 6 тыс. человек: 4,5 тыс. на производстве и 1,5 тыс. в научном институте. Ученые вели более 100 НИОКР, производственники выпускали комплектующие - миллионы транзисторов, диодов для отечественных телевизоров, около 30% составляли оборонные заказы [14].
В 1994 году связи с предприятиями Союза прекратились, исчез госзаказ. В страну начались массовые поставки импортной электронной техники. В результате к 1995 году объемы производства в НИИПП упали в 150 раз. Буквально за один год коллектив института уменьшился на несколько тысяч человек, люди уходили сами из-за задержек зарплаты.
Успешное выживание и возрождение НИИПП связывают с деятельностью Эдуарда Яука, который занимал пост генерального директора до 2011 года. В конце 1990-х на предприятии были освоены новые виды высокотехнологичных производств: начался выпуск медицинской техники - аппарата «Геска», а разработанная в НИИПП «кремлевская таблетка», по сути, стала финансовым спасением, обеспечив почти 80% дохода всего института. Именно в эти годы здесь наладили выпуск приборов для контроля защиты электроустановок, светодиодных ламп для бакенов, занялись изготовлением сигнальной техники. В целом в период с 1996 по 2000 год выпуск полупроводниковой продукции вырос с 5 до 50%, открылось множество новых лабораторий.
В 1998 году в стране грянул дефолт, и началась новая череда трудностей. Справились и с ними, даже закалились в бою: с кризисом 2008-го предприятие справилось без больших потерь (объемы упали всего на 10% и быстро выправились), а последние три года НИИПП продолжает демонстрировать уверенный рост объемов производства.
В 2011 г. объем российского рынка электронных компонентов вырос на 23% и достиг 1,83 млрд. долларов. С 2002 г. рынок демонстрировал существенные темпы роста, иногда превышавшие 30%, за исключением кризисного 2009 г., когда он «просел» на 38%, и с 1,72 млрд. долларов до 1,12 млрд. долларов. В 2010 г. были зафиксированы самые высокие темпы роста - 32% [4].
В 2011 году выручка в НИИПП достигла 680 млн. рублей. В планах на 2012 год - заработать около 780 млн. рублей, но уже сейчас ситуация с заказами говорит о том, что эта цифра может быть значительно выше.
Самое важное в настоящее время не снижать объемы государственной помощи, эффективно контролировать развитие этого высокотехнологичного сектора экономики, а также создавать условия для привлечения частного предпринимательского сектора.
Начиная с 2007 года, Правительство России осознало важность воссоздания в стране электронной индустрии как одного из значимых факторов независимости, безопасности и экономического процветания.
Понимая необходимость объединения усилий в области электронной промышленности, в 2008 году НИИПП вошел в ГК «Ростехнологии». В 2010 году - «Росэлектроника» (одно из подразделений госкорпорации) - приняло решение о строительстве в Томске базового центра внедрения светодиодов - одного из трех, создаваемых в России [18].
Работа по созданию такого центра в Томске уже ведется. НИИПП совместно с ТУСУРом открыл лабораторию по сборке светодиодов, а совместно с ТПУ - дизайн-центр и лазерную лабораторию. На новом оборудовании предстоит отработать цикл производства и подготовить инженеров для нового завода [14].
Смотрите также
Управление конкурентоспособностью предприятия
Введение
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она
стимули ...
Управления производственными группами в ФК Святовит
Введение
социальный корпоративный тренинг управление
Организация
- это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. В
настоящее время ни у кого не вызывает сомнения ...
Стратегический анализ ИП Чащина
ВВЕДЕНИЕ
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации,
фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но
и вырабатывать долгосрочн ...