Теория обучения по идее Ч. ХэндиМатериалы по менеджменту / Управленческие идеи Ч. Хэнди / Теория обучения по идее Ч. ХэндиСтраница 5
Все мы пленники нашего прошлого. Тяжело думать о привычных вещах не так, как мы обычно размышляли о них. Но на давно протоптанных тропинках трудно найти решения проблем, трудно настолько же, насколько изменить их. Ясно одно, сталкиваясь с неопределенностью, мы вряд ли сможем воспользоваться готовыми решениями. Встретившись с чем-то уже существующим, мы должны научиться всегда спрашивать самих себя: «Почему?»
А для того чтобы реконструировать нечто - «почему бы и нет?». Возможно, такая игра окажется весьма полезной для вас.
Например, почему, когда женщины выходят замуж, они берут фамилии супругов? Почему они не оставляют свои собственные или не придумывают новую, общую для мужа и жены? Почему на свадьбе дают клятву в вечной верности, но затем ее то и дело нарушают? Почему бы не давать торжественное обещание на более короткий срок, а затем обновлять его? Почему не размещать вход в дом сбоку? Ну и так далее…
Мышление, перевернутое с ног на голову, по большей части - ментальная привычка. И тем, кто хочет чему-то научиться, изменяться в относительно комфортных условиях, необходимо постоянно практиковаться в нем.
. Негативные способности
В 1817 г. Дж. Ките определил негативные способности как «свойство человека пребывать в неопределенности, таинственности, сомнениях». Я хотел бы расширить это определение, включив туда способности без сердечного еканья и смятения жить, допуская ошибки и сталкиваясь с неудачами.
Обучение и изменения всегда сопряжены с неизвестностью, а значит, чреваты ошибками. Мы никогда не знаем, к какому результату приведут наши действия в условиях неопределенности. Естественно, что-то мы делаем неправильно. Но сомнения и ошибки не должны тревожить нас, потому что мы учимся на них. «Теории несовершенны до тех пор, - говорил Карл Поппер, - пока возможно доказать их ошибочность». Если нам позволено делать только «правильные» вещи, мы говорим или тавтологиями (ничего полезного), или тривиальностями (ничего важного).
На один успех удачливого предпринимателя в среднем приходится девять провалов. Но мы с вами слышим только о достижениях, а неудачи бизнесмены прячут в копилку жизненного опыта. Нефтяные компании бурят девять пустых скважин, пока не найдут нефть. Ошибочное решение - неотъемлемая составная часть правильного выбора. Как в истории с моим другом и картофелем - если вы не предпримете попытку, вы никогда не преуспеете; а если вы потерпите неудачу, всегда будут и другой день, и новые возможности. Негативные способности - это ментальная установка, которую обучающимся необходимо культивировать, ибо она поможет им пополнить копилку жизненного опыта. Следование ей позволит пораньше пережить первую неудачу, и следующие провалы будут менее болезненными. Те, чья юность оказалась «золотой», когда успех следовал за успехом, в зрелом возрасте нередко становятся весьма консервативными людьми, ибо не приемлют возможных фиаско.
Мы ожидали нового профессора. Человек в принципе был нам хорошо известен. Блестящий оратор, авторитет в своей области, пользующийся популярностью консультант. Почему же на лицах собравшихся вокруг стола студентов задумчивость? Позже кто-то выдал правильный ответ: «Трудность в том, что Ричард никогда не сомневается». А когда нет сомнений, нет и вопросов, нет обучения, нет намеренных изменений. Ричард был слишком педантичен и просто не обладал негативными способностями.
Мы ведь сами говорим, что учимся на ошибках, а не на успехах. Но вполне вероятно, что на самом деле не очень-то верим в эти слова. Если мы стремимся изменяться, не стоит выбирать проторенные тропы. Мы начинаем обучение с неопределенности и сомнений, с вопросов, на которые необходимо найти ответы. Если мы задаем себе вопрос, кем мы будем и что мы будем делать, значит, мы взрослеем. Как для организаций, так и для отдельных людей жизнь - это книга, которую надо написать. Если мы не сможем жить в такой неопределенности, мы ничему не научимся, а изменения всегда будут для нас неприятными сюрпризами.
Смотрите также
Японская модель управления принципы, особенности применения и перспективы развития
Введение
Экономический рывок, который продемонстрировала
Япония в послевоенное время, уже многие десятилетия вызывает неизменный интерес
у менеджеров и бизнесменов по всему миру. Экон ...
Управление текучестью кадров
ВВЕДЕНИЕ
Проблема удержания персонала в организации непосредственно связана с
проблемой сохранения и увеличения ее человеческого капитала. Уход ценных людей
снижает человеческие актив ...
Стратегия развития предприятия
Введение
стратегия развитие планирование
Успешность
деятельности любого предприятия определяет его способность развиваться в любых
экономических условиях, поэтому тему курсовой работы ...