Внедрение мероприятия по повышению эффективности общения сотрудников и
руководителей и расчет его целесообразностиМатериалы по менеджменту / Социально-психологические аспекты управления персоналом / Внедрение мероприятия по повышению эффективности общения сотрудников и
руководителей и расчет его целесообразностиСтраница 4
Все эти приемы, в конечном счете, вызывают удовлетворение каких-либо потребностей человека, что влечет за собой формирование положительных эмоций и расположенность к их источнику, т.е. к партнеру по общению.
Наименования и содержание приведенных приемов были изображены на отдельном плакате и вывешены на всеобщее обозрение участникам группы на всем протяжении занятий. При этом ведется контроль, помимо заданного упражнениями, и за применением приемов формирования аттракции.
Третий этап тренинга начинается с того, что ведущий знакомит участников со следующими, наиболее типичными приемами слушания:
а) глухое молчание;
б) угу - поддакивание «ага», «угу», «да-да», «ну», кивание подбородком и т.п.);
в) эхо - повторение последних слов собеседника;
г) зеркало - повторение последней фразы с изменением порядка слов;
д) парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами;
е) побуждение - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь («Ну и . », «Ну и что дальше?», «Давай- давай» и т.п.);
ж) уточняющие вопросы - вопросы типа «Что ты имел в виду, когда говорил «тестирование»?»;
з) наводящие вопросы - вопросы типа «Что - где - когда - почем - зачем», расширяющие сферу, затронутую говорящим; нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком;
и) оценки, советы; .
к) продолжения - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, подсказывает слова;
л) эмоции - «ух», «ах», «здорово», смех, «ну и ну», «скорбная мина» и пр.;
м) нерелевантные и псевдорелевантные высказывания - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально - («Кстати о музыке», «А в Гималаях все иначе» и пр.).
Далее проводится несколько упражнений для отработки навыков общения на основе трехтактной системы выслушивания (поддержка - дать возможность говорящему выразить свою позицию, уяснение - убедиться, что вы адекватно поняли собеседника, комментирование - высказывание своей точки зрения - оценки, советы, комментарии).
Упражнение «Диспут».
Все участники делятся на две приблизительно равные по численности команды. С помощью жребия решается, какая из команд будет занимать одну из альтернативных позиций по обсуждаемому вопросу (см. Приложение 3).
Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Обязательным требованием для обучаемых является поддержка высказываний соперника и уяснение сущности аргументации Для этого в процессе слушания тот из членов команды-соперника, у которой подходит черед говорить, должен реагировать приемами «эхо» и «угу-поддакивание» а после высказывания оппонентом аргументов задать уточняющие вопросы если содержание аргументации не до конца ясно, или же сделать парафраз, если есть впечатление полной ясности.
Только после этого следующий говорящий (из команды-соперника который задавал вопросы) имеет право на аргументирование своей позиции по обсуждаемому вопросу. При этом предыдущий выступающий должен дать понять что его позицию поняли правильно (кивок головой, «да, именно это я и имел в виду»).
Ведущий должен строго контролировать эту процедуру и разъяснить, что вызвать ответ: «да, вы меня поняли правильно!» легче всего просто повторив слова собеседника, а убедится в правильности понимания, можно лишь перефразируя его высказывания. Необходимо предостеречь обучаемых: от попытки продолжить и развить мысли оппонента и стремления приписывать ему то, что не было высказано.
В заключении упражнения преподаватель комментирует его ход, особо обращая внимание на случаи, когда с помощью парафраза удалось добиться уточнения позиции участника диспута.
На следующем этапе продолжается отработка трехтактной схемы выслушивания схемы выслушивания в форме «Спора при свидетелях» Участники разбиваются на тройки, один из членов которой берет на себя роль наблюдателя-контролера. Его задача - следить за тем, чтобы участники спора осуществляли поддержку высказывания партнера, не пропускали второго такта - уяснения) и при парафразе использовали другие слова, т.е. наблюдатель выполняет те же функции, что и преподаватель в предыдущем упражнении.
Смотрите также
Функции и роль служб предприятия на примере ООО Юмабел
ВВЕДЕНИЕ
Одним из этапов подготовки специалиста в области коммерческой
деятельности является прохождение технологической практики. Целью
технологической практики является закрепление ...
Управление персоналом в ООО "Версаль"
Введение
Тема данной работы: «Управление персоналом
организации сервиса».
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что
правильные принципы организации производства, оптимальные ...
Сущность и содержание мотивации персонала
Введение
Среди комплекса проблем
менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом
фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективнос ...