Эволюция подходов к менеджменту качестваМатериалы по менеджменту / Эволюция подходов к менеджменту качестваСтраница 4
· Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса двигателей (НОРМ)-1964 г.;
· Львовская система бездефектного труда (СБТ) - 1967 г.;
· Львовская комплексная система управления качеством продукции на базе стандартизации (КСУКП) 1975 г. и др.
После западного кризиса качества во второй половине XX, многие компании пришли к необходимости производства продукции мирового класса. Это превращаюсь в движение, широта распространения которого несколько не соответствовала короткому названию, его описывающему и появившемуся в середине 80-х годов - TQM, или Total Quality Management.
В фундаментальной книге «История менеджмента качества» начало формирования концепции TQM относится к 80-м годам. Концепция представлена как направление, ориентированное на применение подходов качества на всех уровнях компании и ко всем ее функциям.
В отношении определения ТОМ нет согласованного мнения. Однако наиболее распространенное определение, приводимое в международном стандарте НС О S402 44, звучит так:
«ТОМ - подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества».
Кроме того, ТОМ трактуют как критерии различных премий по качеству:
· Европейской награды качества (The European Quality Award) основанной в 1992 г. Европейской организацией менеджмента качества (EFQM);
· Американской национальной наградой им. ML Болдриджа (MBNQA) основанной в 1967 г.;
· Японской премии им 3. Деммнга (Deminq Prize) основанной в Японии в 1951 г.
Таким образом, TQM основывается на принципах тотального управления качеством TQC, дополненных формированием:
· политики компании, ее миссии, ценностей, руководящих принципов;
· системы планирования качества;
· системы обеспечения качества;
· системы непрерывного улучшения качества.
В 70-80-е годы стаю разливаться представление о необходимости расширения понятия продукта, включающего:
· овеществленный продукт, или готовую продукцию;
· интеллектуальный продукт,
· продукт переработки,
· услугу.
Это позволило положить начало развитию универсальных подходов к менеджменту качества. В результате определенного процесса появились стандарты в области управления качеством. Сначала они носили специальный характер и применялись в военных отраслях промышленности, но затем область их использования постепенно расширялась, охватывая сугубо гражданские отрасли и постепенно завоевывая национальные территории и международное пространство. Применение стандартов носило универсальный характер, причем смысл этой универсальности двоякий, с одной стороны, они достаточно универсально! для предприятий различных отраслей, форм и специализаций, с другой, они универсальны для различных стран с разным государственным устройством и даже вероисповеданием.
Опубликованный в 1987 г. Международной организацией по стандартизации (International Organizaon for Standardization - ISO) комплекс международных стандартов на системы качества включал следующие основные стандарты:
· ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению- качества»;
· ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
· ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
· ИСО 9003 «Системы качества Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
· ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания»;
Смотрите также
Улучшение системы стратегического менеджмента на примере ТОО "BR TV"
Введение
Оценка текущей стратегии предприятия, структуры управления-подчинения
администрации и функциональное взаимодействие, документарных и информационных
потоков входит в комплексн ...
Теория организации. Процесс управления
...
Стратегическое планирование деятельности турфирмы ЗАО "Жюль Верн"
Введение
Стратегический
менеджмент является итеративным, непрерывным процессом позиционирования фирмы в
постоянно меняющемся конкурентном окружении. Управлять стратегически - зн ...