Современные модели управления человеческим факторомМатериалы по менеджменту / Человеческий фактор в управлении / Современные модели управления человеческим факторомСтраница 7
Хотя идея о том, что работающий по найму должен провести всю свою трудовую жизнь в одной компании, - не японское изобретение. По иронии судьбы она была фактически навязана Японии законами о труде, установленными оккупационными властями после поражения Японии во II мировой войне. Сделано это было в целях демилитаризации и демократизации страны.
Уже с конца 70-х - начала 80-х годов в недрах традиционной системы управления наметились пути к генерированию новой модели. Достижения НТП внесли серьезные коррективы и в характер труда, изменили и функции человека в процессе производства, что в свою очередь требует изменения основ управления персоналом.
В первую очередь речь идет о системе пожизненного найма. Хотя она и продолжает действовать, появляются и новые формы найма персонала. К ним относятся, например, обычный наем без гарантии пожизненного найма, так называемый пожизненный найм с работой на многих предприятиях.
Специфичен и японский подход к оценке деятельности и продвижению по службе. К примеру, крупная японская компания набирает на работу 15 молодых работников. В течение десяти лет каждый из них будет точно также продвигаться по службе и получать точно такую же надбавку к окладу, как и все остальные. Деятельность этих молодых работников будет оцениваться только после десяти лет работы, до этого ни один человек не будет повышен в должности.
Неотъемлемой частью данного подхода, которая часто недооценивается, является динамика карьеры каждого сотрудника. В первые 10 лет работники направляются каждый раз на работу в разные отделы, филиалы, учреждения, им поручаются каждый раз новые операции и, таким образом, они знакомятся со всей системой работы компании. Японские работники становятся высококвалифицированными специалистами, способными выполнять любую функцию, любой специальности, в любом филиале или учреждении компании и способствовать интеграции их в единое целое. В Японии трудно ожидать, чтобы работник, переведенный из одной компании в другую, когда-нибудь смог бы там работать с полной отдачей. Японцы учатся тому, чтобы единственное в своем роде предприятие функционировало как можно лучше.
Особое внимание нужно уделить японской стратегии “формирования человека”, складывающейся из четырех компонентов: подбор и воспитание персонала, профессиональная подготовка кадров, должностные перемещения персонала, стимулирование трудовых условий.
Основной формой пополнения штатов фирм в Японии является набор новых работников из числа молодежи, оканчивающей средние и высшие учебные заведения. В подавляющем большинстве случаев набор носит групповой характер. Сразу после зачисления в штат начинается целенаправленный процесс “формирования человека”, в основе которого лежат следующие принципы: осознание самим руководством предприятия жизненно важной необходимости организации воспитательного процесса, ориентированного на формирование у персонала независимости суждений и объективности оценок; уважительное отношение к работнику и почитание его заслуг, внедрение в сознание персонала идеи о сосредоточении на делах компании; абсолютный приоритет материальной удовлетворенности персонала; содействие удовлетворению конструктивных желаний работников; создание на предприятии “гуманной атмосферы” и т.д.
Смотрите также
Японская модель управления принципы, особенности применения и перспективы развития
Введение
Экономический рывок, который продемонстрировала
Япония в послевоенное время, уже многие десятилетия вызывает неизменный интерес
у менеджеров и бизнесменов по всему миру. Экон ...
Удержание персонала УМВД России по городу Череповцу в период организационных изменений
Введение
Проблематика управления изменениями в организациях является сегодня одной
из наиболее часто обсуждаемых в научной и практической литературе по
менеджменту. Как ученые, так и ...
Структура, функции и задачи структурных подразделений администрации города Заозерного
Введение
В период с 08 ноября по 18 декабря 2012 года я проходила практику в
администрации города Заозерного Рыбинского района Красноярского края.
Целью прохождения практики являлос ...